Существует несколько литературных приемов, которые связаны с тем, как люди — будь то персонажи, рассказчики или писатели — передают историю.

Точка зрения против Перспектива

В то время как точка зрения — это особый формат повествования — буквально кто рассказывает историю, перспектива - это социально-экономический, религиозный и культурный фон, который формирует отношение и суждения персонажей. Таким образом, точка зрения - это клинический риторический прием, тогда как перспектива является результатом этого выбора риторического приема.

Точка зрения против Предвзятость

Как и перспектива, предвзятость может быть результатом точки зрения, но не является ее синонимом. Предвзятость относится к цели говорящего очернить или похвалить одну сторону или аспект аргумента или истории. Предубеждения создаются жизненным опытом людей и часто основаны на неправильных представлениях. С другой стороны, точка зрения - это просто писатель, который выбирает, говорить через персонажа или рассказывать из-за пределов истории. Хотя рассказчик может иметь предвзятость, особенно если он является персонажем истории, точка зрения по своей сути не является предвзятой.

Точка зрения против Этос

Этос относится к достоинствам или авторитету говорящего и обычно применяется к убеждению в научной литературе. Хотя желательно, чтобы доверие читателя к рассказчику создавало доверие к истории, дух рассказчика не всегда заметен. Это особенно верно за пределами повествования от первого лица, когда рассказчик существует вне истории и не раскрывает, как они интерпретируют события. Тем не менее, читатели могут рассмотреть этос писателя в произведении от третьего лица. Например, культурное значение книги Джеймса Фенимора Купера "Пионеры", рассказа о развитии штата Нью-Йорк в 18 веке, следует рассматривать в сочетании с духом Купера. Как белый человек, пишущий из времени, не очень далекого от места действия романа, читатели задаются вопросом, не слишком ли он романтизирует завоевание границы и, как следствие, коренных американцев.

Точка зрения против Тон

Тон - это еще один термин, который связан с точкой зрения, но не является синонимом. Тон относится к отношению писателя к предмету своего произведения. Хотя это может быть связано с описанием событий рассказчиком, оно передается самим письмом. Например, "Хижина дяди Тома" Харриет Бичер-Стоу написана от третьего лица, и ее тон - откровенное отвращение и ужас к рабству. Аналогичным образом, рассказ аболициониста Олауды Эквиано о рабстве от первого лица использует более тонкий тон для критики практики.

Примеры точек зрения в литературе

1. Натаниэль Хоторн, роман "Блайтдейл"

Этот роман демонстрирует, как точка зрения от первого лица может привести к несколько искаженному описанию событий. Здесь рассказчик, мистер Ковердейл, выносит суждение о характере Зенобии:

Я часто говорил себе, что ее непринужденное и неизбежное проявление было проявлением женщины, для которой брак широко распахнул врата тайны. И все же иногда мне было стыдно за эти предположения. [...] Тем не менее, было бесполезно рассуждать с самим собой или упрекать себя.
Даже когда мистер Ковердейл признает, что осуждает Зенобию, он не чувствует необходимости останавливаться. Таким образом, у читателя не будет другого способа воспринимать ее, кроме как своими предвзятыми глазами.

2. Кен Кизи, "Пролетая над гнездом кукушки"

Шеф Бромден - хороший пример ненадежного рассказчика. Он параноидальный шизофреник, чьи мысли еще более осложняются принимаемыми им лекарствами и возникающими в результате галлюцинациями. В результате его восприятие искажено, что означает, что читатель не может полностью доверять его повествованию.

Роман начинается с того, что Бромден бродит по коридорам лечебницы, опасаясь всего и всех:

Они там.
Черные мальчики в белых костюмах встают передо мной, чтобы совершить половые акты в зале и убрать его, прежде чем я смогу их поймать.
[...] Я крадусь вдоль стены тихо, как пыль в моих парусиновых ботинках, но у них есть специальное чувствительное оборудование, которое обнаруживает мой страх, и все они смотрят вверх [...]
Даже если читатель еще не знает, что Бромден был помещен в психиатрическую больницу с шизофренией, с самого начала ясно, что его показания могут быть не совсем правдивыми.

3. Ричард Сайкен, “Букварь для маленьких странных любовей”

Поэт Ричард Сайкен использует второе лицо, чтобы сделать действие в “Букваре для маленьких странных любовей” непосредственным и интуитивным:

Белокурый мальчик в красных плавках держит твою голову под водой
потому что он пытается тебя убить,
и вы этого заслуживаете, вы это делаете, и вы это знаете
Это стихотворение обращается непосредственно к читателю, заставляя его представить, что он находится в этом экстремальном сценарии. Хотя читатель может понять, что Сикен рассказывает о чем-то, что происходит с неназванной третьей стороной, его использование второго лица заставляет читателя чувствовать себя глубоко связанным с событиями.

4. Натаниэль Хоторн, "Алая буква"

Хоторн использует всеведение от третьего лица с большим эффектом в этой критике пуританского общества и его лицемерия. В то время как главный герой романа - пристыженная Эстер Принн, Хоторн делится мыслями и чувствами других персонажей с читателем:

Но здесь, в Новой Англии, у Эстер Принн была более реальная жизнь, чем в том неизвестном регионе, где Перл нашла дом. Здесь был ее грех; здесь ее печаль; и здесь еще предстояло ее раскаяние. Следовательно, она вернулась и возобновила — по своей собственной воле, ибо не самый суровый судья того железного периода навязал бы это, — возобновила символ, о котором мы рассказали столь мрачную историю. Никогда впоследствии это не покидало ее груди. Но… "алая буква" перестала быть клеймом, которое вызывало презрение и горечь в мире, и стала чем-то таким, о чем можно скорбеть и смотреть с благоговением, но в то же время и с почтением. [выделено жирным шрифтом для выделения]
Благодаря этому отрывку читатель узнает, что случилось с Перл, что Эстер решила сделать и почему, а также изменившееся мнение горожан о титульной алой букве, которая обозначала супружескую измену, но теперь имеет более тонкий смысл.

5. Эрнест Хемингуэй, “Холмы, похожие на белых слонов”

Хемингуэй хорошо известен тем, что в своих работах использует кинематограф от третьего лица. Он использует этот метод в одном из своих самых известных рассказов “Холмы, похожие на белых слонов”. В этом примере он описывает сцену как можно более наглядно, не вынося суждений:

Девушка смотрела на линию холмов. Они были белыми на солнце, а местность была коричневой и сухой.
“Они похожи на белых слонов”, - сказала она.
“Я никогда не видел ни одного”, - мужчина допил свое пиво.
“Нет, вы бы этого не сделали”.
Поскольку Хемингуэй изображает повествование с расстояния наблюдателя, читателю остается самому собрать воедино историю, а именно, что главные герои обсуждают, сделает ли девушка аборт. Откровенное изображение не предлагает читателю выносить суждения или принимать чью-либо сторону, что приводит к двусмысленности в отношении замысла и общего послания Хемингуэя.

6. Орсон Скотт Кард, Игра Эндера

Ограниченное использование Кардом третьего лица заставляет читателя сочувствовать главному герою Эндеру Уиггинсу, предоставляя только его внутренние мысли:

Но Эндер знал, даже когда думал об этом, что Питер не оставит его в покое. Что-то было в глазах Питера, когда он был в своем безумном настроении, и всякий раз, когда Эндер видел этот взгляд, этот блеск, он знал, что единственное, чего Питер не сделает, это оставит его в покое. [выделено жирным шрифтом для выделения]
Здесь читатель видит интерпретацию Питера Эндером, но не собственное восприятие или эмоции Питера. Хотя эта сцена понятна — Питер - тот, кто часто противостоит Эндеру, настолько, что Эндер может это предсказать, — она не дает полной картины. Вместо этого Кард раскрывает только мысли, чувства и намерения своего главного героя.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: