Определение архетипа
В литературе архетип (АХР-ких-тайпух) - это персонаж, ситуация, эмоция, символ или событие, которые повторяются в разных историях из многих культур. Из-за частоты, с которой они встречаются, они считаются универсальными символами.
Этот термин также связан с психологией. По словам швейцарского психолога Карла Юнга, архетипы - это универсальные идеи или образы, которые возникают из “коллективного бессознательного” людей и указывают на более глубокую сферу мифов, стремлений, убеждений и мечтаний, которые помогают осветить психику каждого человека.
Слово архетип впервые появилось в английском языке в 1540-х годах и обозначало “модель, первоначальную форму, оригинальный образец, с которого сделаны копии”. Это слово происходит от латинского archetypum, от греческого archetypon, что означает “образец, модель, рисунок на печати”.
Популярные архетипы персонажей
Есть много общих персонажей, которые появляются в историях со всего мира и, таким образом, стали архетипами. Это одни из наиболее часто встречающихся:
Существо из кошмара — это монстр, с которым должен столкнуться главный герой — обычно герой, персонаж, о котором рассказывается ниже. Примерами этого архетипа являются Грендель в "Беовульфе" и граф Дракула Брэма Стокера.
Роковая женщина или соблазнительница - это провокационная женщина, которая несет опасность и катастрофу герою. Волшебница Цирцея из "Одиссеи" или роковая Наташа из сериалов "Рокки и Буллвинкл" являются примерами роковых женщин; последняя даже берет свое имя от архетипа. Эти женщины часто появляются в детективных романах, особенно в жанре нуар, таких как романы Рэймонда Чандлера или Дэшила Хэмметта.
Дружелюбный зверь - это животное-компаньон, которое помогает герою и показывает, что природа на стороне героя. Примеры включают Фалькора, Дракона удачи, в "Бесконечной истории" Майкла Энде, Рипичипа в "Хрониках Нарнии" и Тото в "Волшебнике страны Оз".
Герой - это главный герой, чья жизнь наполнена приключениями. Они часто воспитываются опекуном и должны покинуть родную землю, чтобы попасть в незнакомый и сложный мир. Беовульф, Гарри Поттер и Люк Скайуокер из фильмов "Звездные войны" являются примерами героев.
Несчастные влюбленные - это два персонажа, чьей любовной связи суждено закончиться трагедией. Примеры включают Ромео и Джульетту из титульной пьесы Уильяма Шекспира, а также Тристана и Изольду из европейских придворных сказок 12-го века.
Наставник или мудрый мудрец - это мудрый, пожилой учитель, который часто служит герою матерью или отцом. Наставник или мудрец часто предлагает подарки (магию, оружие, еду, советы), служит примером для подражания и наделяет необходимой мудростью. Некоторые примеры: Гэндальф во "Властелине колец"; Оби-Ван Кеноби в "Звездных войнах"; Мерлин в "Смерти Артура" сэра Томаса Мэлори; и миссис Уотсит, миссис Кто и миссис Который в книге Мадлен Л'Энгл - это морщина во времени.
Мать - это символ изобилия, плодородия и питания (духовно и эмоционально, а также буквально). Она может появиться как мать-земля, связанная с миром природы, или как добрая фея, предлагающая советы и магические наставления.
Галадриэль из серии "Властелин колец" Дж.Р.Р. Толкина или матушка Гусыня из детских стишков - это материнские архетипы.
Роль злодея состоит в том, чтобы помешать герою и противостоять ему, а также часто совершать более масштабные акты разрушения, которые угрожают миру. Примеры включают Яго в "Отелло" Шекспира, Джеймса Мориарти в серии "Шерлок Холмс" сэра Артура Конан Дойла и Белую ведьму в "Льве, ведьме и платяном шкафу" К.С. Льюиса.
Другие распространенные архетипы персонажей включают антигероя, отца, ведьму, обманщика, сироту, шута, правителя, козла отпущения, мученика, опекуна и невинного.
Популярные тематические или ситуационные архетипы
В дополнение к архетипам персонажей существуют темы и ситуации, настолько устойчивые, что они становятся архетипами. Некоторые из наиболее распространенных ситуационных архетипов включают:
Битва между добром и злом
Битва должна вестись между силами добра и силами зла. Восстание Люцифера против Рая, описанное Джоном Милтоном в "Потерянном рае", является примером этого ситуационного архетипа, как и Индиана Джонс, противостоящий нацистам в "Налетчиках потерянного ковчега".
Падение
Эта ситуация возникает, когда персонаж попадает в трудные обстоятельства из-за своих собственных действий. Примеры включают судьбу Эдипа в конце "Царя Эдипа" Софокла; безумие и смерть короля Лира в "Короле Лире" Шекспира; и нисходящая спираль Джейми Конвея с наркотиками, алкоголем и потерей работы в романе Джея Макинерни "Яркие огни большого города".
Путешествие
Это когда главный герой отправляется в приключение, чтобы лучше понять себя и мир. Этот тематический архетип часто включает в себя задание, которое часто включает в себя поиск священного или магического предмета, который поможет исцелить неспокойную страну главного героя. Путешествие Данте через подземный мир, Лимбо и рай в "Божественной комедии" Данте Алигьери - это путешествие, как и "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта. Истории о поисках Святого Грааля, например, появляются в "Идиллиях короля" сэра Альфреда лорда Теннисона, а также в "Смерти Артура" Мэлори.
Другие ситуационные архетипы включают персонажей, возвращающихся из мертвых (либо буквальную смерть, как Джон Сноу в "Игре престолов", либо предполагаемую смерть, как Том Сойер в "Приключениях Тома Сойера" Марка Твена), инициации, сирот из скромных начинаний, которые достигают высот величия, потерянную любовь и воссоединение влюбленных.
Популярные символические архетипы
Существует также много архетипических символов. Ниже приведены лишь несколько примеров:
Перекрестки часто символизируют поворотный момент или момент значимых изменений в жизни или личности персонажа.
Темнота часто представляет смерть, печаль или невежество.
Рассвет символизирует новую жизнь или возрождение.
Огонь часто является символом, который представляет знания, творчество и изобретательность. Он также может символизировать разрушение или романтическую страсть.
Туман представляет собой невежество или неуверенность.
Урожай представляет смерть.
Зеленый цвет символизирует рост, плодородие, новую жизнь и надежду.
Свет представляет надежду, интеллектуальное озарение, Божественную или моральную доброту.
Весна - символ возрождения.
Деревья представляют природу.
Вода представляет возрождение, обновление и жизнь.
Пустыня часто представляет опасность и невежество.
Зима - символ смерти.
Архетипы против Круглые и плоские символы
Когда люди обсуждают персонажей в литературе, они часто ссылаются на персонажей, которые являются круглыми или плоскими или статичными или динамичными. Круглые персонажи - это полностью развитые трехмерные персонажи.
Если эти персонажи претерпевают серьезные изменения в течение истории, а не остаются прежними, тогда они также являются динамичными персонажами. Плоские персонажи не полностью развиты. Они, как правило, не меняются в течение истории, что также делает их статичными персонажами.
Архетипические персонажи могут быть плоскими / статичными или круглыми / динамичными в зависимости от того, как автор решает рассказать историю и сколько характеристик они используют. Например, волшебник Мерлин является архетипической фигурой наставника. Когда сэр Томас Мэлори описывает Мерлина в "Смерти Артура", он является плоским персонажем, который не меняется и не получает особых характеристик. С другой стороны, в трилогии Мэри Стюарт "Мерлин" волшебник по-прежнему является наставником, но его персонаж круглый и динамичный, претерпевающий изменения и рост на протяжении книг.
Другим примером этого является архетип героя. Обработанный одним автором, герой может быть представлен как круглый, динамичный персонаж, в то время как другой автор может оставить своего героя статичным и плоским. Гарри Поттер соответствует определению архетипа героя. На протяжении всего сериала Джоан Роулинг Гарри растет и меняется. Король-воин Беовульф тоже герой, но в англосаксонской эпической поэме, носящей его имя, он не претерпевает особых изменений или роста.
Архетипы и другие общие элементы истории
Между архетипами, типичными персонажами, клише и стереотипами есть некоторое сходство, но термины не взаимозаменяемы.
Клише - это описания, события, детали или идеи, которые так часто встречаются в литературе и поп-культуре, что становятся предсказуемыми и лишены оригинальности. Например, идея крутого детектива, который влюбляется в роковую женщину, является клише. Архетипы, хотя и универсальны, не скучны и не используются чрезмерно. Они иллюстрируют универсальные истины таким образом, чтобы дать более глубокое понимание их аудитории, а не полагаться на шаблонные идеи или ситуации.
Типовой персонаж похож на архетип, потому что это персонаж, который подходит для знакомой роли, например, развратного босса или остроумного таксиста, который все это видел. В отличие от архетипов, стандартные персонажи не раскрывают универсальные элементы человечности; вместо этого они, как правило, служат комедийным фоном.
Стереотипы - это редуктивные и чрезмерно упрощенные характеристики. Они могут быть позитивными, как мудрый пожилой человек, или негативными, как капризная блондинка. Несмотря на это, следует избегать стереотипов, поскольку они являются примерами ленивого письма. Как и стереотипы, архетипы могут быть положительными или отрицательными, но они не являются редуктивными. Архетипы используются для иллюстрации более глубоких универсальных истин о человечестве, в то время как стереотипы основаны на ложных суждениях и поверхностном мышлении.
Архетипы в поп-культуре
Архетипы часто появляются в поп-культуре, особенно в фильмах, телевизионных шоу и комиксах. Некоторые из самых известных примеров из поп-культуры включают:
Доброжелательный профессор Икс и злой Магнето из серии "Люди Икс" служат наставниками мутантам, которых они направляют, хотя они пытаются достичь разных целей со своими подопечными.
В новых фильмах "Звездных войн" Финн и Рей - герои неопределенного происхождения, которые отправляются на поиски, чтобы помочь спасти мир.
В "Мстителях: Война бесконечности" и "Мстителях: Конец игры" Танос уничтожает половину всего живого во вселенной, что делает его идеальным воплощением архетипа злодея.
Примеры архетипов в литературе
1. Люсиль Клифтон, “Благословение лодок”
Вода появляется в коротком стихотворении Люсиль Клифтон uses как архетипический символ. Стихотворение появляется полностью:
пусть прилив
это происходит даже сейчас
край нашего понимания
унеси тебя
за гранью страха
пусть ты поцелуешь
затем ветер отворачивается от него
уверен, что это будет
любите свою спину, да будете
открой глаза на воду
вечно колышущаяся вода
и пусть вы в своей невинности
пройдите через это к тому
Здесь Клифтон использует воду как символ обновления, исцеления и роста. Это обычное символическое использование воды, что делает ее распространенным архетипом.
2. Уильям Шекспир, Отелло
В трагедии Шекспира Яго - архетипический злодей. В акте 1, сцена 3, Яго даже признается в своем злодействе:
..... Я ненавижу Мавра,
И за границей считается, что ‘между моими листами
Он закончил мой офис. Я не знаю, правда ли это,
Но я, из-за простого подозрения в этом роде,
Сделаем так, как будто для гарантии. Он хорошо меня держит.
Тем лучше моя цель сработает на нем.
В этой речи Яго признается, что ненавидит Отелло и замышляет подорвать его авторитет. Он упоминает, что ходят слухи, что Отелло спал с его женой; хотя он не знает наверняка, Яго пойдет вперед и отомстит. Он даже признает, что доверие Отелло к нему лучше соответствует его целям.
3. Брэм Стокер, Дракула
Во второй главе романа Стокера Джонатан Харкер описывает свое первое тревожное взаимодействие с графом:
Как ни странно, в центре (его) ладони были волосы. Гвозди были
длинный и изящный, с острым концом. Когда граф склонился надо мной и
его руки коснулись меня, я не могла подавить дрожь. Возможно, это было так
его дыхание было зловонным, но меня охватило ужасное чувство тошноты
Хотя Харкер и читатель еще не узнали, что граф Дракула - вампир, описание Стокером его заостренных ногтей, неприятного запаха изо рта и волосатых ладоней начинают утверждать, что он - существо из кошмара, которым он является.
Ответы на домашние задания:
- Самоанализ влияния технологий на жизнь людей и окружающую среду
- Сочинение о павлине
- Символ вторичной переработки
- Лаборатория риса производит простые флуоресцентные поверхностно-активные вещества
- Проблема загрязнение воды, причины, источники, факторы
- Названия овощей для Детей
- Катализаторы и энергия активации
- Способ снижения загрязнения окружающей среды
- Сленговые слова в английском языке с переводом
- Уязвимость человека
- Что такое идентичность, понятие
- Что такое ребенок, понятие, определение
- Обнаружен штормовой слой в сверхтекучем гелии
- Малый и средний бизнес
- Основные добродетели