Определение характеристики
Характеристика (care-ack-tur-ih-ZEY-shun) использует контекст и детали, чтобы раскрыть что-то о персонаже. В литературе характеристика выражается прямо и косвенно через описания внешности, диалоги, внутренние мысли и действия персонажей. Эти детали раскрывают поведение, психологию, личность и мотив персонажей.

Характер не всегда занимал центральное место в историях. Сюжетные повествования доминировали в литературе до 19-го века. Реализм, литературное движение, возникшее в середине 1800-х годов, ценило подлинность и правдоподобие, подчеркивая подлинные изображения людей как важнейший аспект сюжета и повествования. Характеристика остается важной и по сей день.

Прямая и косвенная характеристика

Писатели могут передавать характеристику прямо или косвенно, и они склонны использовать оба метода для достижения полностью реализованных и развитых персонажей.

Прямая характеристика

Прямая характеристика является явной. Обычно это достигается с помощью описания и диалога, в котором рассказчик или один персонаж явно приписывают черты или качества другому.

В этом примере из "Больших ожиданий" Чарльза Диккенса главный герой Пип описывает своего шурин:

Она не была красивой женщиной, моя сестра; и у меня сложилось общее впечатление, что она, должно быть, заставила Джо Гарджери жениться на ней вручную. Джо был светловолосым мужчиной с завитками льняных волос по обе стороны гладкого лица и глазами такого неопределенного синего цвета, что, казалось, они каким-то образом смешались со своими белками. Он был мягким, добродушным, с мягким характером, легким на подъем, глупым, милым парнем — своего рода Геркулесом в силе, а также в слабости.

Пип подробно описывает внешность и темперамент Джо: у него светлый цвет лица и характер, он добродушный, с мягким характером и покладистый, но в то же время наивный. Это дает читателям прочную основу для визуализации и понимания Джо как персонажа.

Косвенная характеристика

Подразумевается косвенная характеристика; читатели должны самостоятельно определить характер персонажа с помощью контекстуальных подсказок. Мысли, действия, манеры речи, внешний вид, манеры, одежда — все это может повлиять на характер.

В этом отрывке из книги Э.Б. Уайта "Паутина Шарлотты" отец Ферн только что отправился в свинарник с топором:

“Я не понимаю, зачем ему нужен топор”, - продолжила Ферн, которой было всего восемь.

“Ну, - сказала ее мать, - одна из свиней - коротышка. Это очень мало и слабо, и это никогда ни к чему не приведет. Итак, ваш отец решил покончить с этим ”.
“Покончить с этим?” взвизгнула Ферн. “Ты имеешь в виду убить это? Только потому, что он меньше других?”.

Ферн не хватает жизненного опыта, чтобы осознать прагматизм в действиях ее отца. Хотя Уайт явно не называет Ферн наивной, это подразумевается упоминанием ее возраста. Ее всплеск морального возмущения также предполагает сильное чувство справедливости и сочувствия.

Характеристика и типы персонажей

Характеристика часто зависит от типа персонажа, поскольку разные типы выполняют определенные роли в истории.

Главный герой - это главный персонаж; их дуга управляет сюжетом. Главные герои часто демонстрируют положительные или героические черты, такие как Гарри Поттер, который смелый, настойчивый и обладает сильным чувством справедливости. Антигерои - это тип главного героя, которому не хватает этих героических качеств; они часто бросают вызов общепринятой этике или демонстрируют сомнительную или серую мораль. Родион Раскольников из "Преступления и наказания" Федора Достоевского - антигерой.

Антагонисты, как правило, воплощают отрицательные черты, такие как враг Гарри Поттера лорд Волдеморт, который высокомерен, жесток и совершенно лишен сочувствия. Антагонисты часто являются фольгами — персонажами, чьи черты характера противоречат чертам главного героя. Читатели могут многое узнать о характеристике благодаря этому контрасту.

Вот другие типы символов, которые влияют на характеристику.

Круглые персонажи имеют решающее значение для повествования; они богато охарактеризованы и демонстрируют множество личностных черт. Круглые персонажи, как правило, динамичны: они сталкиваются с конфликтами и влияют на изменения, и они трансформируются в ответ на этот опыт.

Плоские персонажи вторичны и случайны. Поскольку они оказывают небольшое влияние на сюжет, они менее развиты и, как правило, проявляют одну черту личности.

Архетипические персонажи представляют собой закономерности в человеческом опыте. Читатели могут легко идентифицировать их, потому что они повторяются во всей литературе. Наставник - это распространенный вымышленный архетип; они направляют и поддерживают главного героя, используя свою мудрость и жизненный опыт. Гэндальф Серый из серии "Властелин колец" Дж.Р.Р. Толкина - классический персонаж-наставник.

Стандартные символы стали обычными или стереотипными из-за многократного использования в литературе. Они похожи на архетипических персонажей, но в целом плоские и одномерные. Они часто являются карикатурами, которые воплощают идеалы (благородный дикарь) или недостатки (деревенский идиот).

Динамичные персонажи преображаются после столкновения с конфликтом или другим повествовательным действием. Главный герой, который начинает одиноким и изолированным, скорее всего, обретет чувство общности и принадлежности к концу истории.

Статичные персонажи остаются неизменными на протяжении всей истории. Джо Гарджери, упомянутый выше, является статичным персонажем. Его добродушие остается непоколебимым, даже когда он сталкивается с несправедливостью и жестокостью.

Функции характеристики

Характеристика вдыхает жизнь в историю, делая персонажей более динамичными и привлекательными. Хорошая характеристика часто реалистична, то есть персонажи действуют так, чтобы это соответствовало человеческому опыту. Они делают выбор, испытывают эмоции и проявляют реакции, которые отражают реальную жизнь. Эти проявления человечности делают их более интересными и понятными для читателя.

Писатели также используют характеристику, чтобы показать развитие. Так же, как люди меняются с возрастом и опытом, персонажи меняются вместе с сюжетом. По мере того, как главный герой движется по повествованию, сталкиваясь с другими персонажами, обстановкой и ситуациями и реагируя на них, они трансформируются. Это отражает то, как человек может расти в реальном мире, и подчеркивает ощущение прогресса от начала истории до ее конца.

Характеристика также может указывать на причину и следствие или побуждать к действию. Возьмите Сэмвайза Гэмджи, компаньона и слугу Фродо Бэггинса во "Властелине колец". Сэм воплощает архетип закадычного друга. Он предан вине, и эта преданность ведет его в поисках по Средиземью, несмотря на огромную опасность и слабый шанс на выживание. Даже когда Фродо колеблется, Сэм упорствует. Его невероятная верность и сила воли гарантируют успех задания.

Характеристика в других средствах массовой информации
Там, где литература связана словами, а характеристика должна строиться через предложения или даже абзацы, визуальные средства могут легко выразить это с помощью визуальных подсказок. Декорации, постановка, гардероб, грим, реквизит и тому подобное тщательно продуманы, чтобы передать конкретное сообщение или идею.

Короче говоря, визуальное повествование отличается непосредственностью, поскольку сразу представлено несколько деталей. Персонаж выходит на сцену, и зрители могут сразу различить несколько фактов или вынести суждения, основанные на наблюдении.

Рассмотрим злодеев из анимационных фильмов Диснея, таких как Круэлла Девилл, Урсула, Малефисента, Аид, Джафар — список можно продолжить. Они бывают всех форм и размеров, но у них есть общие атрибуты дизайна, которые ясно указывают на их злые, коварные личности: тонкие брови, острые скулы, узкие носы, угловатые глаза и темная одежда.

Примеры характеристики в литературе

1. Филип Пулман, "Золотой компас"

Детский фантастический сериал Пулмана — некоторые считают его ответом на "Хроники Нарнии" — рассказывает о главной героине Лире Белакуа, которая выступает против коррумпированной теократии и пытается ее свергнуть. В этой сцене Лира только что подслушала заговор с целью убийства ее дяди, лорда Азриэла, пока она спрятана в шкафу. Она наблюдает за своим дядей, когда он входит в комнату:

Затем лорд Азриэл встал и отвернулся от огня. Она увидела его полностью и поразилась контрасту, который он составлял с пухлым дворецким, сутулыми и вялыми Учеными. Лорд Азриэл был высоким мужчиной с мощными плечами, свирепым смуглым лицом и глазами, которые, казалось, вспыхивали и сверкали диким смехом. Это было лицо, над которым нужно было доминировать или бороться: никогда не лицо, чтобы покровительствовать или жалеть. Все его движения были размашистыми и идеально сбалансированными, как у дикого животного, и когда он появлялся в такой комнате, как эта, он казался диким животным, которого держат в клетке, слишком маленькой для него.

Этот отрывок демонстрирует как прямую, так и косвенную характеристику. В то время как другие персонажи пухлые, сутулые и вялые, лорд Азриэл стоит высокий, с мощными плечами и властным выражением лица. Его свирепое лицо, сверкающие глаза и дикий смех предполагают холодную личность и острый интеллект. Он может даже обладать склонностью к насилию, что подтверждается сравнением с диким животным.

2. Теннесси Уильямс, Кот на раскаленной крыше

Одна из самых известных работ Уильямса, эта пьеса изображает семью в кризисе. В начале первого акта появляется сцена, которая дает представление о динамике отношений между Бриком и его женой Мэгги:

БРИК: Я бросил свой костыль.
[Он перестал вытирать волосы насухо, но все еще стоит, держась за вешалку для полотенец в белом халате из махровой ткани.]
МАРГАРЕТ: Положись на меня.
БРИК: Нет, просто дай мне мой костыль.
МАРГАРЕТ: Обопритесь на мое плечо.
БРИК: Мне не нужно твое плечо, мне нужен мой костыль!
[Это произносится как внезапная молния.]
МАРГАРЕТ: Вот, вот, возьми это, возьми это!

Косвенная характеристика этой сцены проливает свет на личности Брика и Мэгги, а также на их брак. Внезапный и решительный отказ Брика от поддержки Мэгги показывает его переменчивое настроение и безразличие к своей жене; он скорее вцепится в вешалку для полотенец, чем примет ее прикосновение. Мэгги, однако, полна решимости поддержать своего мужа и сохранить мир, что выражается в ее повторяющейся фразе “Положись на меня” и яростной капитуляции перед его требованиями.

3. Шарлотта Перкинс Гиллман, "Желтые обои"

В этом феминистском рассказе подробно рассказывается о том, как женщина впадает в безумие, когда она начинает зацикливаться и бояться обоев в своей спальне. Рассказчица представляет свою историю в серии дневниковых записей. Этот отрывок из первой записи объясняет, почему рассказчица и ее муж переехали на лето в особняк в колониальном стиле:

Джон — врач, и, возможно, (я бы не сказал этого ни одной живой душе, конечно, но это мертвая бумага и большое облегчение для меня) — возможно, это одна из причин, по которой я не выздоравливаю быстрее.
Видите ли, он не верит, что я болен!

И что можно сделать?

Если врач с высоким статусом и собственный муж уверяют друзей и родственников, что на самом деле с вами ничего не случилось, кроме временной нервной депрессии — легкой истерической тенденции - что делать?
Мой брат тоже врач, и тоже высокого положения, и он говорит то же самое.

Итак, я принимаю фосфаты или фосфиты — что бы это ни было, и тонизирующие средства, и поездки, и воздух, и упражнения, и мне категорически запрещено “работать”, пока я не поправлюсь.

Лично я не согласен с их идеями.

Лично я считаю, что благоприятная работа, с волнением и переменами, пошла бы мне на пользу.

Но что делать?

Читателю очень мало рассказывается о рассказчице, но ее дневник дает множество косвенных характеристик. Этот отрывок показывает, что она чувствует себя отвергнутой своим мужем, который не воспринимает ее болезнь всерьез. Она скептически относится к назначаемому им лечению, но чувствует, что у нее нет права голоса, чтобы отстаивать свое собственное здоровье и благополучие. Итак, она использует письмо, чтобы выразить свое разочарование, независимо от его суждения.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: