Фиолетовая проза - это стиль письма, характеризующийся чрезмерно цветистым языком, который имеет тенденцию привлекать внимание к себе и отвлекать от рассказываемой истории. Ее типичные черты включают чрезмерное количество прилагательных, преувеличенные сравнения, многосложные слова, длинные предложения и подробные описания внутренних мыслей и чувств персонажа.
Для писателей, пытающихся использовать поэтический язык, фиолетовые пятна являются распространенной проблемой, поскольку они замедляют продвижение книги, запутывают сюжет и создают непреднамеренный мелодраматический оттенок, который снижает силу произведения.
Вот пример фиолетовой прозы:
Девушка-подросток с волосами цвета красного дерева бросила мимолетный взгляд на своего сурового любовника, в ее глазах вспыхнул кристальный блеск, когда она восхищенно смотрела на его лицо. Оно было наполнено выражением, столь же загадочным, как удаляющиеся тени в ночи. Она размышляла, следует ли ей просить, чтобы она продолжала следовать за ним в его благородной миссии.…
Фу, да?
Фиолетовая проза не всегда сохраняется на протяжении всего произведения — она также может время от времени всплывать ”фиолетовыми пятнами", — но даже несколько "фиолетовых отрывков" могут быть разрушительными.
Представьте себе фиолетовую прозу как вырезанный из картона портрет знаменитости. Издалека это выглядит убедительно, даже впечатляюще - но когда вы подходите ближе, вы понимаете, что за этим ничего нет. Фиолетовая проза такая: красивая издалека, в ней очень мало содержания.
Чем не является фиолетовая проза
Чтобы пояснить, термин “фиолетовая проза” не просто автоматически применяется к любому виду плотного или замысловатого языка. Это распространенное заблуждение, увековеченное несгибаемыми поклонниками минимализма и Эрнеста Хемингуэя. "Фиолетовая проза" конкретно относится к раздутому описанию, которое не дополняет текст или может даже отвлекать от него.
Так, например, язык, который Вирджиния Вулф использует в своих книгах, цветистый, но это не значит, что он фиолетовый. Ее неизменно продуманная проза не отвлекает от сюжета. Скорее, это способствует ее фирменному стилю повествования "поток сознания":
Даже посреди уличного движения или просыпаясь ночью, Кларисса была уверена, чувствуешь особую тишину или торжественность; неописуемую паузу; напряженное ожидание (но это могло быть из-за ее сердца, пораженного, как они сказали, гриппом) перед ударом Биг Бена. Вот! Это прогремело.
Точно так же почерк Дэвида Фостера Уоллеса может быть труден для расшифровки из-за его плотности, но он, безусловно, не лишен смысла:
То, что считается модным циничным преодолением чувств, на самом деле является своего рода страхом быть по-настоящему человеком, поскольку быть по-настоящему человеком [...], вероятно, неизбежно должно быть сентиментальным, наивным, склонным к слизнякам и вообще жалким.
“Фиолетовая проза” часто используется как оскорбление для обозначения очень лиричного или сложного языка, который не нравится некоторым читателям. Но не обманывайтесь — реальной фиолетовой прозе не хватает элегантности и связности, присущих этим примерам, и она скорее отвлекает от текста, чем усиливает его.