Помните, что в 1850 году практически все ведущие ученые и философы были христианами. Мир, в котором они жили, был создан Богом, и, как утверждали естественные теологи, Он установил мудрые законы, которые привели к совершенной адаптации всех организмов друг к другу и к окружающей среде. В то же время архитекторы научной революции построили мировоззрение, основанное на физикализме (сведении к пространственно-временным вещам или событиям или их свойствам), телеологии, детерминизме и других основных принципах. Таково было мышление западного человека до публикации в 1859 году книги "О происхождении видов".

Основные принципы, предложенные Дарвином, вступили бы в полное противоречие с этими преобладающими идеями.

Во-первых, дарвинизм отвергает все сверхъестественные явления и причинно-следственные связи. Теория эволюции путем естественного отбора объясняет приспособленность и разнообразие мира исключительно материалистически. Это больше не требует Бога как создателя или дизайнера (хотя, конечно, человек все еще может свободно верить в Бога, даже если он принимает эволюцию). Дарвин указал, что сотворение мира, описанное в Библии и в рассказах о происхождении других культур, противоречило практически любому аспекту природного мира. Каждый аспект “чудесного замысла”, которым так восхищаются естественные теологи, можно объяснить естественным отбором. (Более пристальный взгляд также показывает, что дизайн часто не так уж прекрасен — см. “Эволюция и происхождение болезней” Рэндольфа М. Нессе и Джорджа К. Уильямса; Scientific American, ноябрь 1998 года.) Исключение Бога из науки освободило место для строго научных объяснений всех явлений природы; это дало начало позитивизму; это произвело мощную интеллектуальную и духовную революцию, последствия которой продолжаются по сей день.

Во-вторых, дарвинизм опровергает типологию. Со времен пифагорейцев и Платона общая концепция разнообразия мира подчеркивала его неизменность и стабильность. Эта точка зрения называется типологией, или эссенциализмом. Было сказано, что кажущееся разнообразие состояло из ограниченного числа естественных видов (сущностей или типов), каждый из которых образует класс. Считалось, что представители каждого класса идентичны, постоянны и резко отделены от представителей других сущностей.

Вариации, напротив, несущественны и случайны. Треугольник иллюстрирует эссенциализм: все треугольники имеют одинаковые фундаментальные характеристики и четко разграничены на четырехугольники или любые другие геометрические фигуры. Промежуточное звено между треугольником и четырехугольником немыслимо. Таким образом, типологическое мышление не в состоянии учесть вариации и порождает вводящую в заблуждение концепцию человеческих рас. Для типолога европеоиды, африканцы, азиаты или эскимосы - это типы, которые заметно отличаются от других человеческих этнических групп. Такой образ мышления ведет к расизму. (Хотя невежественное неправильное применение эволюционной теории, известной как “социальный дарвинизм”, часто обвиняют в оправдании расизма, приверженность опровергнутому эссенциализму, предшествовавшему Дарвину, на самом деле может привести к расистской точке зрения.)

Дарвин полностью отверг типологическое мышление и ввел вместо него совершенно другую концепцию, которая сейчас называется популяционным мышлением. Все группы живых организмов, включая человечество, представляют собой популяции, состоящие из уникально разных особей. Среди шести миллиардов людей нет двух одинаковых. Популяции различаются не по своей сути, а только по средним статистическим различиям. Отвергая постоянство популяций, Дарвин помог внедрить историю в научное мышление и продвинуть совершенно новый подход к объяснительной интерпретации в науке.

В-третьих, теория естественного отбора Дарвина сделала ненужным любое обращение к телеологии. Начиная с греков, существовала всеобщая вера в существование в мире телеологической силы, которая вела к еще большему совершенству. Эта “конечная причина” была одной из причин, указанных Аристотелем. После того, как Кант в "Критике суждения" безуспешно попытался описать биологические явления с помощью физикалистского ньютоновского объяснения, он затем призвал телеологические силы. Даже после 1859 года телеологические объяснения (ортогенез) продолжали оставаться довольно популярными в эволюционной биологии. Принятие Scala Naturae и объяснения естественной теологии были другими проявлениями популярности телеологии. Дарвинизм отметал такие соображения.

(Обозначение “телеологический” на самом деле применяется к различным явлениям. Многие, казалось бы, конечные процессы в неорганической природе являются простым следствием законов природы - камень падает или нагретый кусок металла остывает из—за законов физики, а не какого-то конечного процесса. Процессы в живых организмах обязаны своей очевидной целенаправленностью действию врожденной генетической или приобретенной программы. Адаптированные системы, такие как сердце или почки, могут заниматься деятельностью, которую можно считать целенаправленной, но сами системы были приобретены в ходе эволюции и постоянно совершенствуются естественным отбором. Наконец, существовала вера в космическую телеологию, с целью и предопределенной целью, приписываемой всему в природе. Современная наука, однако, не в состоянии обосновать существование какой-либо такой космической телеологии.)

В-четвертых, Дарвин покончил с детерминизмом. Лаплас, как известно, хвастался, что полное знание современного мира и всех его процессов позволило бы ему предсказывать будущее до бесконечности. Дарвин, для сравнения, признал универсальность случайности и случайности на протяжении всего процесса естественного отбора. (Астроном и философ Джон Гершель презрительно отозвался о естественном отборе как о “законе сумасбродства”.) Мысль о том, что случай должен играть важную роль в естественных процессах, была неприятной для многих физиков. Эйнштейн выразил это отвращение в своем заявлении: “Бог не играет в кости”. Конечно, как упоминалось ранее, только первый шаг в естественном отборе, производство вариаций, является делом случая. Характер второго шага, фактического отбора, должен быть направленным.

Несмотря на первоначальное сопротивление физиков и философов, роль случайности и случайности в природных процессах в настоящее время почти повсеместно признана. Многие биологи и философы отрицают существование универсальных законов в биологии и предполагают, что все закономерности должны быть сформулированы в вероятностных терминах, поскольку почти все так называемые биологические законы имеют исключения. Поэтому знаменитый тест философа науки Карла Поппера на фальсификацию не может быть применен в этих случаях.

В-пятых, Дарвин разработал новый взгляд на человечество и, в свою очередь, новый антропоцентризм. Из всех предложений Дарвина его современникам было труднее всего принять то, что теория общего происхождения применима к человеку. Как для теологов, так и для философов Человек был существом, стоящим выше и отдельно от других живых существ. Аристотель, Декарт и Кант согласились с этим мнением, независимо от того, насколько расходились их взгляды. Но биологи Томас Хаксли и Эрнст Геккель с помощью тщательного сравнительного анатомического исследования показали, что люди и современные обезьяны явно имели общее происхождение, оценка, которая никогда больше не подвергалась серьезному сомнению в науке. Применение теории общего происхождения к человеку лишило человека его прежнего уникального положения.

По иронии судьбы, эти события не привели к прекращению антропоцентризма. Изучение человека показало, что, несмотря на его происхождение, он действительно уникален среди всех организмов. Человеческий интеллект не имеет себе равных ни у одного другого существа. Люди - единственные животные, обладающие настоящим языком, включая грамматику и синтаксис. Только человечество, как подчеркивал Дарвин, разработало подлинные этические системы. Кроме того, благодаря высокому интеллекту, языку и долгой родительской заботе люди - единственные существа, создавшие богатую культуру. И с помощью этих средств человечество достигло, к лучшему или к худшему, беспрецедентного господства над всем земным шаром.

В-шестых, Дарвин заложил научную основу для этики. Часто поднимается — и обычно отвергается — вопрос о том, адекватно ли эволюция объясняет здоровую человеческую этику. Многие задаются вопросом, как, если отбор вознаграждает индивидуума только за поведение, которое повышает его собственное выживание и репродуктивный успех, такой чистый эгоизм может привести к какой-либо разумной этике. Широко распространенный тезис социального дарвинизма, выдвинутый в конце 19-го века Спенсером, заключался в том, что эволюционные объяснения противоречат развитию этики.

Однако теперь мы знаем, что в социальном виде не только индивидуум должен учитываться — целая социальная группа может быть целью отбора. Дарвин применил это рассуждение к человеческому виду в 1871 году в книге "Происхождение человека". Выживание и процветание социальной группы в значительной степени зависит от гармоничного сотрудничества членов группы, и это поведение должно основываться на альтруизме. Такой альтруизм, способствуя выживанию и процветанию группы, также косвенно улучшает физическую форму отдельных членов группы. Результат сводится к отбору в пользу альтруистического поведения.

Родственный отбор и взаимная помощь, в частности, будут в значительной степени одобрены в социальной группе. В последние годы было продемонстрировано, что такой отбор на альтруизм широко распространен среди многих других социальных животных. Тогда, возможно, можно сформулировать связь между этикой и эволюцией, сказав, что естественный отбор способствует склонности к альтруизму и гармоничному сотрудничеству в социальных группах. Старый тезис социального дарвинизма — строгий эгоизм — был основан на неполном понимании животных, особенно социальных видов.

Влияние новых концепций
Позвольте мне теперь попытаться обобщить мои основные выводы. Ни один образованный человек больше не ставит под сомнение обоснованность так называемой теории эволюции, которая, как мы теперь знаем, является простым фактом. Аналогичным образом, большинство конкретных тезисов Дарвина были полностью подтверждены, такие как общее происхождение, постепенность эволюции и его объяснительная теория естественного отбора.

Я надеюсь, что я успешно проиллюстрировал широкий охват идей Дарвина. Да, он основал философию биологии, введя фактор времени, продемонстрировав важность случайности и случайности и показав, что теории в эволюционной биологии основаны на концепциях, а не на законах. Но, кроме того, — и это, пожалуй, самый большой вклад Дарвина — он разработал ряд новых принципов, которые влияют на мышление каждого человека: живой мир, благодаря эволюции, можно объяснить, не прибегая к сверхъестественному; эссенциализм или типология недействительны, и мы должны принять популяционное мышление, в котором все индивидуумы уникальны (жизненно важны для образования и опровержения расизма); естественный отбор, применяемый к социальным группам, действительно достаточен для объяснения происхождения и поддержания альтруистических этических систем; космическая телеология, внутренний процесс, ведущийжизнь, автоматически достигающая все большего совершенства, ошибочна, поскольку все кажущиеся телеологическими явления объясняются чисто материальными процессами; и детерминизм, таким образом, отвергается, что отдает нашу судьбу прямо в наши собственные развитые руки.

Заимствуя фразу Дарвина, в этом взгляде на жизнь есть величие. Развивались и развиваются новые способы мышления. Почти каждый компонент в системе убеждений современного человека так или иначе подвержен влиянию дарвиновских принципов.

Эта статья основана на лекции, прочитанной Майром 23 сентября 1999 года в Стокгольме по случаю получения премии Крафорда от Шведской королевской академии наук.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: