В литературе ненадежный рассказчик - это персонаж, который рассказывает историю, не заслуживающую доверия. Существуют разные типы ненадежных рассказчиков (подробнее об этом позже), и присутствие одного из них может открываться читателям по—разному - иногда сразу, иногда постепенно, а иногда позже в истории, когда большое откровение заставляет нас задуматься, не были ли мы немного слишком доверчивы.
Хотя термин “ненадежный рассказчик” был впервые введен литературным критиком Уэйном Бутом в его книге 1961 года "Риторика художественной литературы", это литературный прием, который писатели успешно используют гораздо дольше, чем последние 80 лет. Например, в "Сердце-предателе", опубликованном Эдгаром Алланом По в 1843 году, используется этот инструмент повествования, как и в "Грозовом перевале", опубликованном в 1847 году.
Но подождите, разве любой рассказчик действительно надежен?
Это обсуждение может завести нас в пресловутую кроличью нору. В некотором смысле, нет, на 100% абсолютно надежных рассказчиков не бывает. "Эффект Расемона” говорит нам о том, что наше субъективное восприятие не позволяет нам когда-либо иметь абсолютно четкую память о прошлых событиях. Если каждый человек субъективно помнит что-то, что произошло, как мы узнаем, кто прав? "Действительно, многие писатели использовали эффект Расомона, чтобы рассказывать истории с разных точек зрения от первого лица, предоставляя читателям самим определять, чья запись наиболее правдоподобна ".
Однако для целей этой статьи мы будем ссылаться на рассказчиков, которые намеренно ненадежны для выполнения определенной повествовательной функции.