Ваш читатель должен чувствовать родство с вашим главным героем, чтобы, когда ставки высоки, он почувствовал, как его собственное сердце начинает биться быстрее. Этого можно достичь с точки зрения как от первого, так и от третьего лица с ограничениями. (При написании рассказов ужасов вам следует избегать всеведения от третьего лица, что может отдалить вашего читателя и уменьшить его вклад в историю.)

От первого лица

Говоря о бьющихся сердцах, в качестве отличного примера повествования от первого лица в хорроре смотрите не дальше, чем Сердце-контрольник. Во многих рассказах По участвуют невменяемые рассказчики от первого лица ("Черный кот", "Бочка Амонтильядо"), но ни один из них не пользуется такой дурной славой, как этот, в котором главный герой вынужден убить своего пожилого соседа по дому. 

Обратите внимание на пугающее использование По от первого лица с самых первых строк рассказа:

Это правда! Да, я был болен, очень болен. Но почему вы говорите, что я потерял контроль над своим разумом, почему вы говорите, что я сумасшедший? Разве ты не видишь, что я полностью контролирую свой разум? Действительно, болезнь только усилила мой разум, мои чувства, мои ощущения.… Я мог слышать звуки, которых никогда раньше не слышал. Я слышал звуки с небес; и я слышал звуки из ада!

POV от первого лица отлично подходит для того, чтобы зацепить читателя в начале и держать его в напряжении на протяжении всего рассказа. Однако он может быть слишком насыщенным для более длинных и запутанных произведений, и его может быть трудно исполнить, если вы пытаетесь что-то скрыть от своих читателей.

Также стоит подумать о значении POV от первого лица в прошедшем времени в истории ужасов — это предполагает, что они жили, чтобы рассказать историю, что может испортить ваш драматический финал. Поэтому, если вы все-таки решите использовать повествование от первого лица, вам, вероятно, следует использовать настоящее время.

От третьего лица

Если вы обнаружите, что вам трудно заставить работать POV от первого лица, подумайте вместо этого об ограниченной перспективе от третьего лица. Этот вид повествования часто используется в хоррорах более длинной формы, популяризируемых такими писателями, как Стивен Кинг и Дин Кунц. Посмотрите, как это используется в романе Кинга "Кэрри" 1974 года в описании одноименного персонажа:

Кэрри стояла среди [других девочек] невозмутимо, лягушка среди лебедей. Это была коренастая девушка с прыщами на шее, спине и ягодицах, с совершенно бесцветными мокрыми волосами… Она выглядела как жертвенный козел, постоянная задница, верующая в гаечные ключи для левшей, вечная пакость, и таковой и была.

Это повествование рисует интимную картину персонажа, в то же время оставляя свободу для комментариев, чего не хватает при повествовании от первого лица. Повествование от третьего лица, ограниченное рамками, также хорошо подходит для создания определенной атмосферы, а не для того, чтобы сразу в нее погружаться, как это делает рассказчик По, — отчасти поэтому третье лицо лучше подходит для более длинных произведений.

Ненадежные рассказчики

С другой стороны, если вы предпочитаете вести рассказ от первого лица, но не хотите раскрывать все своим читателям, ненадежный рассказчик может быть вашим идеальным решением! Во многих детективных романах и триллерах используется ненадежное повествование, чтобы довести сюжет до крутого поворота, не выдавая слишком многого. Итак, хотите ли вы иметь ненадежного рассказчика, вероятно, зависит от того, как вы закончите свою историю: прямолинейно или с изюминкой.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: