Пафос задействует наши самые примитивные поведенческие реакции, заставляя нас что-то чувствовать. В литературе он известен как один из трех риторических способов убеждения, наряду с этосом и логосом, а также как способ апеллировать к эмоциям читателей. Все три изложены в "Риторике" Аристотеля как способы обратиться к аудитории и убедить ее в том, что высказываемая вами точка зрения заслуживает доверия.
Пафос апеллирует к чувству сострадания аудитории
Этос апеллирует к их чувству добра и зла
Логос апеллирует к их логике
Нетрудно понять, почему пафос может убеждать. Допустим, вы пытаетесь проиллюстрировать, насколько серьезна клиническая депрессия. Следующие два утверждения повлияют на вашу аудиторию совершенно по-разному.:
Согласно исследованию 2020 года, 18,4% взрослых американцев сообщили, что у них ранее диагностировали депрессию.
“У меня нет энергии, я чувствую себя опустошенным и ни к чему не проявляю интереса”, — говорит Стивен, у которого недавно диагностировали депрессию - каждую бессонную ночь он борется с непреодолимым чувством ненависти к себе.
Статистика редко лжет, но с ней трудно соотнести. Однако борьба отдельного человека - это то, с чем каждый может представить себя столкнувшимся. https://qpotok.ru/
Пафос как прием встречается в риторике, литературе и других видах письма, таких как речи политиков, но в оставшейся части этого поста мы сосредоточимся на пафосе как литературном приеме в нескольких романах, новеллах и пьесах. Полезно помнить, что пафос изначально был методом убеждения — когда вы сталкиваетесь с ним в книгах, фильмах и телешоу, вы можете сделать шаг назад и спросить себя, что автор пытается вам показать.
Обратите внимание, что прилагательное для языка, использующего пафос, - “жалкий”. В критической статье, если персонаж описывается как “жалкая фигура”, автор не имеет в виду, что он жалкий неудачник. Скорее, зрители сочувствуют их страданиям.
Давайте теперь рассмотрим несколько различных примеров пафоса из литературы, чтобы продемонстрировать множество способов, которыми пафос может быть использован для того, чтобы так или иначе “убедить” аудиторию в чувствах.
Это повышает ставки в истории
В трагедиях все, по определению, должно идти плохо, что неизбежно приводит к пафосу. Классические трагедии (которые следуют пирамидальной структуре Фрейтага) создают напряжение, доводя драматические события до точки невозврата, увеличивая ставки по мере того, как читатель или аудитория все больше интересуется тем, что происходит с персонажами.
Взгляните на " Ромео и Джульетту" Шекспира в качестве примера, с ее знаменитой семейной вендеттой, препятствующей двум главным героям вступить в брак с одобрения их семей. По мере развития пьесы все более разрушительные события создают препятствия на пути пары.
“Должна ли я плохо отзываться о том, кто является моим мужем?
Ах, бедный мой господин, какой язык смягчит твое имя,
Когда я, твоя трехчасовая жена, исказила его?
Но зачем, злодей, ты убил моего кузена?
Этот кузен-злодей хотел убить моего мужа:
Назад, глупые слезы, назад к родному источнику;
Ваши притоки принадлежат горе,
Который вы, ошибочно принимая, приравниваете к радости.”
— Джульетта в " Ромео и Джульетте" Уильяма Шекспира
Цитатная карточка с этим отрывком из “Ромео и Джульетты": "Должна ли я плохо отзываться о том, кто мой муж? Ах, бедный мой господин, какой язык смягчит твое имя, Когда я, твоя трехчасовая жена, исказила его? Но зачем, негодяй, ты убил моего кузена? Этот кузен-злодей хотел убить моего мужа: ”Возвращайтесь, глупые слезы, обратно к вашему родному источнику; Ваши притоки капель принадлежат горю, Которое вы, ошибочно принимая, приносили в жертву радости".
В критический момент пьесы Ромео (который недавно тайно женился на Джульетте) мстит за смерть своего друга Меркуцио, убивая любимого кузена Джульетты Тибальта. Когда Джульетта узнает эту новость, зрители видят, как в ней борются противоречивые эмоции:
скорбь по своей двоюродной сестре
гнев по отношению к Ромео
сострадание, потому что она знает, что Тибальт без колебаний убил бы Ромео
гнев на саму себя за то, что она не была полностью на стороне своего мужа
Мы знаем, что Джульетта оказалась в безвыходной ситуации не по своей вине, и тот факт, что Ромео убил ее двоюродного брата, безвозвратно исключает возможность примирения их семей — другими словами, ставки высоки, как никогда, и пьеса достигает своей кульминации.
Для Джульетты нет выхода, поскольку все варианты ведут к чьему-то предательству или разочарованию. Эта эмоциональная эскалация усиливает напряжение и структурно сигнализирует о том, что пьеса стремительно приближается к своему трагическому завершению. Используемый таким образом, пафос точно определяет момент, когда ситуация полностью выходит из-под контроля, повышая ставки.
Конечно, ставки повышаются, потому что сострадание аудитории к главным героям поднимается на новый уровень, что является одним из самых мощных эффектов, которые может создать пафос.
Это заставляет читателей сочувствовать вымышленным персонажам
По определению, пафос затрагивает струны души читателя. Когда мы переживаем из-за затруднительного положения персонажа, мы склонны встать на его сторону и надеяться, что его положение улучшится.
Возьмем книгу Барбары Кингсолвер " Демон Копперхед", современный пересказ " Дэвида Копперфильда" Чарльза Диккенса. Главный герой романа, Демон, сирота, выросший в сельской местности Аппалачей, страдающей наркоманией. Рассказанная с точки зрения детства Демона, книга не часто прямо отражает его эмоции — вместо этого читатели видят в нем мальчика действия, человека, для которого практические трудности не оставляют места для жалости к себе. Редкие моменты размышления, которые доступны читателям, приобретают еще большее значение, показывая, что за уверенным поведением Демона скрываются разбитое сердце и острый ум мальчика, который осознает дискомфорт, который другие люди испытывают вокруг него.
"Когда-то я был чем-то, а потом превратился, как прокисшее молоко. Ребенок мертвого наркомана. Маленький протухший кусочек американского пирога, которым каждый хотел бы просто стать, знаете ли. Удалено."
— Демон в " Демоне Копперхеде" Барбары Кингсолвер
Цитатная карточка, содержащая цитату из книги Барбары Кингсолвер "Демон Копперхед": "Когда-то я была чем-то, а потом превратилась, как прокисшее молоко. Ребенок мертвого наркомана. Маленький протухший кусок американского пирога, который каждый хотел бы просто съесть. Удалено. "
Как могут читатели не сочувствовать маленькому мальчику, так сокрушительно осознающему тот факт, что его существование доставляет неудобства многим, хотя он не сделал ничего плохого? Моменты острого пафоса, подобные этим, заставляют читателей глубоко задуматься о Демоне, чей интеллект и уязвимость становятся еще более очевидными.
Для писателей Демон Копперхед проводит мастер-класс по описанию персонажей. Демон - ущербный персонаж, совершающий изрядную долю ошибок, но когда читатели видят, что его основная потребность в том, чтобы его любили, так и не была удовлетворена в ранние годы, они хотят знать, куда пойдет его история дальше. Как отмечает Том Бромли (автор, сценарист-призрак и главный инструктор трехмесячного курса Ридси "Как написать роман"), создание персонажей, о которых заботятся читатели, в отличие от совершенно симпатичных персонажей, придает истории содержательности и сложности, поэтому не позволяйте своим персонажам страдать от того, что Том называет “синдромом хорошего человека”. Уделяйте приоритетное внимание созданию пространства для сопереживания, а не безупречной привлекательности.
Помимо более глубокой заботы о персонажах, пафос может помочь нам лучше понять их.
Он контекстуализирует поведение персонажа
Предыстория играет огромную роль в определении того, как читатели воспринимают персонажей. Все мы несем в себе свое прошлое, и вымышленные персонажи ничем не отличаются: их прошлое продолжает влиять на них, и знание того, откуда оно взялось, может помочь нам понять их поведение.
В книге Лили Кинг "Писатели и любовники" рассказчицей является 31-летняя женщина по имени Кейси Пибоди, которая недавно потеряла мать. Книга не о смерти ее матери — вместо этого она описывает продолжающиеся финансовые трудности Кейси, писательские тревоги и неспособность выбрать романтического партнера и связать себя с ним обязательствами. Воспоминание о том, что потеря матери занимает мысли Кейси каждый день, помогает читателям контекстуализировать ее эмоции и действия.
“Но сразу вслед за этим чувством, за этим подозрением, что еще не все потеряно, приходит желание рассказать моей матери, сказать ей, что со мной сегодня все в порядке, что я почувствовала что-то близкое к счастью, что, возможно, я все еще способна чувствовать себя счастливой. Она захочет это знать. Но я не могу ей сказать.”
Это усиливает центральные темы книги
Точно так же, как роман Лили Кинг тематизирует горе и взросление, в каждом литературном произведении, возможно, есть какие-то ключевые нити, проходящие через его повествование, и примеры пафоса помогают выдвинуть эти темы на первый план.
В повести "Смерть Ивана Ильича" больной и умирающий человек медленно осознает, что его жизнь была расточительно потрачена на поиски неправильных вещей. Толстой снова и снова возвращается к темам морали и смерти, спрашивая читателей, что значит жить хорошей и осмысленной жизнью.
После краткого описания сцены с похорон Ивана Ильича книга переносит читателей в его прошлое, показывая, что он не стремился быть плохим — он просто ставил во главу угла то, что ценилось в обществе. Однако, когда Иван приближается к смерти, его поражает ужасное осознание:
“Может быть, я жил не так, как следовало?" - вдруг пришло ему в голову. ‘Но как же иначе, когда я все делал так, как следовало?”
— Лев Толстой, Смерть Ивана Ильича
Цитатная карточка к следующей цитате из "Смерти Ивана Ильича" Толстого: ""Может быть, я жил не так, как следовало?’ - внезапно пришло ему в голову. ‘Но как же не так, когда я все сделал так, как это должно быть сделано?”Здесь Иван приходит к ключевому осознанию, лежащему в основе книги Толстого: то, что “должно быть сделано” для того, чтобы общество жило хорошо, не обязательно помогает построить <em>хорошую</em> и осмысленную жизнь.
Вся новелла основана на этом моменте ошеломляющего осознания и пафоса для ее главного героя, и ее читатели могут увидеть, какие огромные последствия это имеет: Иван не может прожить свою жизнь заново и сделать лучший выбор. Он застрял на прожитой жизни, которая почти закончилась.
В этой трогательной сцене темы книги очень болезненно усиливаются, показывая читателям, что принятие морального выбора является неотложной проблемой, а Иван служит напоминанием о том, что время для всех нас на исходе. Если бы читатели не испытывали симпатии к Ивану, книга была бы значительно менее мощной — так что пафос здесь ключевой.