С какими чувствами вы заканчиваете читать книгу? Ответ на этот вопрос отражает общее настроение книги, которым может быть, например, надежда, депрессия, апатия или сожаление.
Когда используется пафос, настроение часто омрачается. Своим романом 19 века "Нижний мир" Джордж Гиссинг хотел показать бедственное положение рабочего класса читателям из среднего класса. https://qpotok.ru/
Драматический пафос, примеры:
Таким образом, его книга подчеркивает контраст между красивой, солнечной английской сельской местностью и унылостью рабочего квартала Лондона:
“Сегодня в полдень холмы Суррея были залиты солнечным светом; поля и переулки благоухали первым дыханием весны, и из укрытия распускающихся рощ многие первоцветы с трепетом взирали на голубое небо. Но все это Клеркенвелл не учитывает; здесь это был такой же день, как и любой другой, состоящий из стольких-то часов, каждый из которых составлял часть недельного заработка. Куда бы вы ни пошли в Клеркенуэлле, повсюду - разнообразные свидетельства тяжелого труда, невыносимого, как ночной кошмар.”
Джордж Гиссинг, Нижний мир
Гиссинг начинает с того, что показывает читателям красоту, прежде чем быстро лишить ее, оставив их в месте, которое является полярной противоположностью холмам Суррея. Резкий контраст между ними невероятно трогателен и показывает общее настроение романа - разочарование и мрак. Приближаясь к обнищавшим рабочим Лондона, Гиссинг проливает свет на нищету и борьбу, распространенные в городе. Он также показывает, насколько ненужным и безжалостным это кажется в контексте более широкого мира природы.
Используя пафос, чтобы настаивать на этом настроении уныния и отчаяния, Гиссинг “убеждает” своих читателей в том, что лучший мир должен быть возможен. Но пафос заключается не только в том, чтобы заставить читателей пассивно реагировать на что—либо - его также можно использовать, чтобы побудить их к действию или создать ощущение, что что-то должно измениться.
Пафос может сигнализировать о неизбежных изменениях
При последовательном использовании сюжетные моменты, вызывающие пафос, будут усиливать напряжение, способствуя нарастанию действия истории. Со временем это приводит к эмоциональной кульминации в путешествии главного героя.
В " Мадам Бовари" Гюстава Флобера главная героиня романа мечтает о роскошной и романтичной жизни — мечте, которая загнана в угол ее браком с медицинским работником из среднего класса. С каждым днем ей становится все более и более скучно, в конце концов она становится вялой и отчаянно нуждается в переменах.
“Однако в глубине души она ждала, что что-то произойдет. Подобно потерпевшим кораблекрушение морякам, она обратила полные отчаяния взоры на одиночество своей жизни, ища вдали какой-нибудь белый парус в тумане на горизонте. Она не знала, каким будет этот шанс, каким ветром он ее принесет, к какому берегу он ее погонит, будет ли это отмель или трехпалубный корабль, отягощенный тоской или полный блаженства до иллюминаторов. Но каждое утро, просыпаясь, она надеялась, что этот день наступит; она прислушивалась к каждому звуку, вздрагивала, удивляясь, что он не наступил; затем на закате, всегда еще более опечаленная, она тосковала по завтрашнему дню.”
Гюстав Флобер, Мадам Бовари
Эти подробности отчаянной надежды Эммы Бовари на перемены в своей жизни взывают к эмоциям читателей. Хотя пафос в ее ситуации проистекает из отсутствия действий в ее жизни, в отличие от катастрофического события, мы все равно сочувствуем ей, потому что видим, насколько изолированной она себя чувствует от своего мужа и как изо всех сил пытается принять свою реальность.
Читатели становятся свидетелями подавленного состояния Эммы и сопереживают ей. Внезапно мы чувствуем то же, что и Эмма: что все должно измениться. Это означает, что, когда перемены действительно происходят, мы оба готовы и испытываем облегчение.
Несмотря на простой литературный прием, пафос может принимать множество форм. Надеюсь, теперь, когда вы присоединились к нам в изучении некоторых из его проявлений, вы столкнетесь с ним более осознанно при следующем чтении книги.