Развязка - это развязка сюжета, состоящая из заключительных моментов в художественном произведении — заключительной последовательности после кульминации рассказа. Последний такт во многих сюжетных структурах (включая пирамиду Фрейтага и трехактную структуру) развязка обеспечивает определенную степень завершенности, выполняет обещания автора читателю и отвечает на назревшие вопросы повествования.
Короче говоря, развязка важна для:
Связываем концы с концами
Снятие напряжения
Размышления о путешествии персонажа
Проигрываем заключительный тематический такт
Оставляем в конце вопросительный знак
Создание потенциального продолжения
Что такое развязка и какой повествовательной цели она служит?
Связываем концы с концами
Развязка часто направлена на то, чтобы дать читателям удовлетворительное завершение их опыта, связывая оборванные нити повествования.
Некоторым жанрам присуще ожидание завершенности повествования. Любовные романы, например, обычно заканчиваются “долго и счастливо” для пары, играющей главную роль. Но если есть какие—то неразрешенные подзаголовки - получила ли наша героиня ту работу, ради которой проходила собеседование? Лучшая подруга и симпатичный пекарь когда-нибудь встречались? — о них говорится в развязке.
Детективные романы также имеют тенденцию связывать большинство незакрытых концов - или, по крайней мере, все те, которые относятся к рассматриваемой тайне. Повествовательная арка достигает своего кульминационного пика, когда улики, разбросанные по всей истории, внезапно складываются воедино и виновная сторона раскрывается. Во время последующей развязки, когда злодей схвачен, детектив (или рассказчик) рассказывает, как они раскрыли дело, и объясняет все отвлекающие маневры.
Пример: "Женщина в белом" Уилки Коллинза
В этой истории об обмане и ошибочной идентификации личности развязка происходит после смерти злодея, сэра Персиваля Глайда. Мы узнаем, что сэр Персиваль отправил свою невесту Лору в приют под именем другой женщины, Энн, которая вскоре умерла и была похоронена вместо Лоры. Когда истинный возлюбленный Лоры узнает об обмане, он может освободить ее из психушки, и после этого они живут долго и счастливо. Это особенно подходящий конец для книги, которая одновременно является викторианским романом и ранним произведением детективной литературы, причем оба жанра предпочитают завершение в форме развязки.
Забавный факт: если вы не догадались по акценту, развязка - это французский термин. Буквальное значение слова — развязывание, или распутывание - полезный способ визуализировать внесение последних штрихов в структуру рассказа.
Конечно, развязка - это больше, чем просто акт ведения повествования — она также может служить более интуитивной цели в рамках рассказа.
Снятие напряжения
Хорошо рассказанная история неизбежно создает напряжение на протяжении всего повествования. Хотя это не всегда может принимать форму саспенса, ставки возрастают или шансы главных героев получить желаемое становятся все меньше - приближаясь к кульминации. В таких сюжетных структурах, как фихтеанская кривая и трехактное повествование, кульминационный момент является моментом максимального напряжения, когда читатель садится на краешек стула, хватая ртом воздух. Что такое развязка: диаграмма, показывающая структуру повествования
Подобно американским горкам, медленно катящимся обратно к платформе после своих самых захватывающих петель и поворотов, развязка дает читателю несколько мгновений отдышаться и собраться с силами, прежде чем закрыть книгу и вернуться в реальный мир. Это шанс для читателей и персонажей поразмыслить над тем, что только что произошло, теперь, когда опасность миновала.
Пример: "Великий Гэтсби" Ф. Скотта Фицджеральда
После драматической смерти Миртл Уилсон и неприметного убийства главной героини, развязка "Великого Гэтсби" определенно мрачна.
В повествовании Ника мы видим последствия смерти Гэтсби: его немногочисленные похороны и неохотное признание ответственности со стороны Тома Бьюкенена, которое в конечном итоге приходит слишком поздно. Ник возвращается на Средний Запад, встревоженный тем, что произошло, и мы присоединяемся к нему в размышлениях о том, что произошло, и что все это значило.
Затем, конечно, некоторые заключительные действия рассказа могут позволить читателю в последний раз взглянуть на главного героя.
Размышления о путешествии персонажа
В большинстве романов присутствует своего рода конфликт “персонаж против себя”— когда главный герой может достичь своей цели только после того, как поймет, что его главным препятствием на самом деле являются они сами. Это может быть главный конфликт истории (кинозвезда должна преодолеть свое эго, чтобы обрести счастье) или вспомогательный конфликт, отражающий внешний конфликт персонажа (жадный технарь должен победить искусственный интеллект, запрограммированный на накопление богатства). Именно этот внутренний конфликт движет дугой персонажа - внутренним путешествием— которое разворачивается по ходу сюжета.
Точно так же, как повествовательная арка достигает кульминации в кульминационный момент, так и арка персонажа. Поэтому читатели захотят знать, какое влияние кульминационный момент оказал на персонажа и его личный путь. В развязке мы должны получить представление о том, как события истории повлияли на них, и изменились ли они к лучшему, к худшему или вообще не изменились.
Пример: Их глаза смотрели на Бога Зора Нил Херстон
В романе Зоры Нил Херстон главная героиня Джейни борется с самоактуализацией. Она начинает роман, неспособная по-настоящему говорить или отстаивать свою позицию: беспомощный наблюдатель за своей собственной историей, пойманный в ловушку цикла браков без любви и контроля. К кульминации романа она наконец начинает действовать, стреляя в своего третьего и последнего мужа после того, как он набросился на нее в (буквальном) бешеном гневе.
В развязке романа Джейни обретает новое чувство самостоятельности. Она защищает себя в суде и делится своей историей с другими женщинами на своих собственных условиях, больше не оставаясь невидимой и игнорируемой.
Хотя история Джейни - личная, в ней также есть что сказать об обществе в целом (здесь речь идет о жизни женщин, и особенно маргинализированных женщин), что подводит нас к следующему пункту.
Проигрываем заключительный тематический такт
Во многих историях, таких как басня Эзопа “Черепаха и заяц”, в конце недвусмысленно излагается моральный урок: “Медленный и упорный выигрывает гонку”.Что такое развязка: иллюстрация к басне о черепахе и зайце
Если вы не пишете антологию властных притч, вам не захочется кормить своих читателей с ложечки таким образом. Тем не менее, развязка может быть отличным местом для того, чтобы дать окончательный, тонкий намек на тему или мотивы вашего романа. Еще раз: не будьте деспотичны или однообразны — просто расскажите о том, что дает вашим читателям последнюю мысль для обдумывания.
Пример: Убить пересмешника Харпер Ли
Для развязки, которая затрагивает тему, не заявляя о ней открыто, мы можем обратиться к классическому роману Харпер Ли.
Действие "Убить пересмешника" разворачивается на Глубоком Юге эпохи Великой депрессии и рассказывается глазами 6-летней девочки Скаут. Ее чувство добра и неправды пошатнулось, когда адвокату Аттикусу Финчу — отцу Скаут - не удается добиться оправдательного приговора для Тома Робинсона, чернокожего мужчины, несправедливо обвиненного в сексуальном насилии и убитого до того, как у него появился шанс на апелляцию. Боб Юэлл, один из обвинителей Робинсона, клянется отомстить Аттикусу и устраивает засаду Скаут, когда она возвращается из школы в костюме ветчины (не волнуйтесь, в книге это имеет смысл).
Скаут и ее брата спасает Бу Рэдли — местный отшельник и герой омерзительной местной легенды, — который в процессе убивает Юэлла. Скаут внезапно видит в Рэдли человека и осознает свое прежнее предубеждение по отношению к нему. Она также поддерживает решение Хека Тейта сообщить о смерти Боба Юэлла как о несчастном случае, чтобы избавить и без того подвергшегося насмешкам Бу от огласки судебного процесса.
Эти действия и осознания показывают, что Скаут приобретает более “взрослую” и законченную моральную перспективу. Это включает признание того, что жизнь состоит из переживаний как “добра”, так и “зла”, и подчеркивает основную идею о том, что у людей есть выбор жить осознанно, не становясь циничными и не теряя надежды на человеческую доброту.
Если вы думаете, что в развязках нужно не оставлять камня на камне, помните, что самые наводящие на размышления концовки часто не имеют конца.
Оставляем в конце вопросительный знак
Истории, которые заканчиваются завязыванием всех нитей в бантик, часто кажутся немного надуманными и выбивают читателей из колеи повествования (последний сезон " Аббатства Даунтон", кто-нибудь?). Таким образом, некоторые авторы предлагают развязку, которая оставляет в головах персонажей несколько нерешенных вопросов - и ощущение, что можно было бы сказать еще больше.
Авторы, которые хотят, чтобы читатели поразмышляли над их историей после последних слов, могут закончить свой роман, подразумевая, что жизнь персонажей продолжится. Этого можно добиться, подталкивая к будущим событиям или указывая на мелкие конфликты, которые еще предстоит разрешить. Эти концовки романа вызывают у читателей чувство тоски. Как говорят в шоу-бизнесе: пусть они хотят большего.
Авторы также могут оставить тематический или практический вопрос без ответа, над которым читатели могут поразмыслить. Давая читателям пищу для размышлений, авторы могут произвести неизгладимое впечатление.
Пример: "Убийство в Восточном экспрессе" Агаты Кристи
Что такое развязка: образ детектива Пуаро
Культовый детектив Пуаро присутствует во многих сценах развязки. (Изображение: 20th Century Fox)
Хотя концовка этого классического детективного романа отвечает на все логические вопросы о том, как был убит Кассетти (они все это сделали!), развязка "убийства в Восточном экспрессе" Агаты Кристи не заканчивается на ноте полного разрешения. Он завершается моральным спором: кто должен быть осужден за это преступление?
Хотя Пуаро считает, что убийство было оправданным, все еще остается вопрос, который висит в воздухе: абсолютен ли закон? И если нет, то где он колеблется? Пуаро не приходит к выводу, который полностью удовлетворяет это этическое затруднение, поэтому, несмотря на разрешенную загадку, роман заканчивается многоточием, которое позволяет читателю задуматься: что бы мы сделали в ситуации Пуаро?
Создание потенциального продолжения
Нет ничего более разочаровывающего, чем прочитать сотни страниц только для того, чтобы обнаружить, что история совершенно не имеет конца. И все же нет ничего более захватывающего, чем начинать второй или третий роман серии, остро ожидая ответов, которых не было в предыдущей книге.
Хотя кульминационный момент может стать отличной зацепкой для следующего романа, авторам следует с осторожностью подходить к кульминационным моментам, не создавая продолжение. Многие читатели считают, что внезапный поворот сюжета в концовках, которые не дают ощущения развязки, предает их доверие. Итак, если отдельный роман действительно заканчивается кульминационным моментом, автор должен соответствующим образом заложить основу, чтобы читатели были застигнуты врасплох. Небольшое предзнаменование может избавить их от ощущения, что из-под них выбили ковер. Другими словами, кульминационный момент должен заставлять читателей размышлять, а не пугать.
Создание продолжения также не обязательно означает кульминационный момент. Авторы могут подразнить продолжение, либо оставив читателей с затянувшимся вопросом, как показано выше, либо переопределив цель персонажей для развития будущего сюжета — “Теперь, когда мы добыли волшебный меч, нам нужно вернуть его в логово дракона” и т.д.
Пример: Шестерка ворон Ли Бардуго
Первый роман Grishaverse рассказывает о команде наемников, которым поручено спасти изобретателя наркотика, пригодного для использования в качестве оружия, из военной цитадели. Хотя им удается заполучить формулу, на последних страницах книги их предает их благодетель: Ван Экк, человек, нанявший их, берет одного из них в заложники, и история заканчивается тем, что команда переосмысливает свои цели и то, что они значат друг для друга. Их поиски далеки от завершения, и они начинают разрабатывать план по обеспечению безопасного возвращения своего друга и возврату денег, которые им причитаются.