Пистолет Чехова - это фундаментальный драматургический принцип, подчеркивающий роль тщательно подобранных деталей повествования. Придерживаясь его, авторы смогут интегрировать в рассказ или пьесу элементы, которые вносят значимый вклад в общую сюжетную линию.
Фраза "Пистолет Чехова" происходит от совета, который писатель обычно давал молодым драматургам: “Если в первом акте у вас на стене висит пистолет, то он должен выстрелить в последнем акте”.
Сегодня драматический принцип чеховского пистолета — что каждый элемент, представленный в рассказе, должен выполнять определенную функцию в общем повествовании — является, казалось бы, нерушимым правилом повествования. При правильном использовании он также помогает сценаристам лучше развивать сюжет, глубже развивать персонажа и в целом писать более эффективно.
Пистолет Чехова против предзнаменования
Многие писатели часто путают Пистолет Чехова с предзнаменованием, поэтому давайте быстро разберемся, чем они отличаются:
Пистолет Чехова относится к негласному соглашению о том, что писатель не будет давать “ложных обещаний” читателю, вводя необъяснимые элементы. Другими словами, если вы привлекаете к чему-то внимание, вы в конечном итоге поймете, почему на это стоит обратить внимание.
Предзнаменование имеет место, когда писатель делает намеки, которые читатель, вероятно, не заметит до того момента, пока все детали не сложатся воедино. Чтобы узнать больше о предзнаменовании, ознакомьтесь здесь с нашим подробным обзором тактики.
Вот пример:
Если вы упомянете, что персонаж может читать мысли в главе 1, вы будете следовать указаниям Пистолета Чехова, если, в конечном итоге, телепатические способности этого персонажа станут важным сюжетным моментом.
Пистолет Чехова относится к негласному соглашению о том, что писатель не будет давать “ложных обещаний” читателю.
Однако, если вы хотите, чтобы чтение мыслей стало поворотом сюжета, вам нужно предвосхитить это открытие. Вам не нужно специально указывать, что персонаж обладает телепатией в начальных сценах. Однако вам следует оставить подсказки, чтобы, если читатель оглянется назад, он мог увидеть, что история все это время готовилась к раскрытию.
Большинство современных читателей прекрасно осведомлены о предзнаменованиях — и будут ожидать дальнейшего объяснения: идеальный пример чеховского пистолета в действии.
Пример Чехова: В первом акте своей пьесы “Чайка” Константин Треплев убивает чайку из винтовки, а затем приносит винтовку с собой на сцену. В конце пьесы Константин использует это же ружье, чтобы покончить жизнь самоубийством за сценой.