Как и в случае с любым литературным “правилом”, вы должны относиться к пистолету Чехова со всей серьезностью и помнить о том, где и как вы его применяете. Если вы хотите, чтобы предложение о пистолете сработало в вашем письме, вот несколько способов сделать это и несколько напоминаний, которые нужно иметь под рукой в процессе работы.

1. Выделите предмет

Авторы могут использовать свою прозу, чтобы оживить сцену или обстановку. Вы могли бы описать, как сладко пахнет весенний воздух или как свежий слой утреннего снега вызывает у персонажа чувство ностальгии. Сенсорные детали - отличный способ применить правило “показывай, не рассказывай” и помочь воплотить историю в жизнь.

Такого рода детали важны, поскольку они способствуют насыщенному написанию, но то, что вы сосредотачиваетесь на них, не означает, что каждая из них должна составлять главную сюжетную точку. Если персонаж садится на стул в первой главе, это не значит, что стул должен оживать в кульминационный момент (без сомнения, для придания некоторой мудрости). В это кресло можно просто сесть и забыть.

Однако, если вы напишете, что ваш персонаж сидел на стуле, из-за которого в воздух поднимались клубы пыли, когда он прогибался, и персонаж задавался вопросом, как ему удастся встать позже, — вы придали стулу значимость, и эта значимость должна сыграть роль в какой-то момент истории. Возможно, мгновение спустя персонажу нужно сбежать, и ему мешает просевший стул. Или, может быть, важно знать, что стул провисает, потому что он дополняет обстановку старого, забытого дома — а эта обстановка является важным элементом сцены. В любом случае, вернемся к тому, почему стоит подчеркнуть стул. В противном случае это посторонняя деталь, которую, согласно правилу, следует убрать.

Как заставить вашу историю стрелять по всем фронтам, используя правило чеховского оружия. 

Пример: Готовый игрок номер один Эрнеста Клайна

“Пистолет” - монета

В главе 22 главный герой Уэйд Уоттс, он же Парзиваль, отлично играет в Pac-Man, после чего ему удается собрать четвертак, прилипший к автомату. Он берет его, кладет в карман и не задумывается о нем до тех пор, пока…

Глава 36. В кульминационном моменте книги Парцифаль попадает в замок посреди масштабного сражения: “Когда мы втроем шагнули вперед, готовясь войти в ворота, я услышал оглушительный грохот. Это звучало так, словно вся вселенная раскололась пополам. А потом мы все умерли ”.

Однако, по счастливой случайности, эта безобидная монетка, подобранная Парцивалем ранее в рассказе, на самом деле является “дополнительной жизнью”, и он выживает.

Почему это работает: Нет ничего необычного в том, чтобы выиграть монету или приз, играя в аркадную игру. Но Клайн придает большое значение этому предмету, написав, что он остается в автомате до тех пор, пока не будет сыграна идеальная игра. Это было бы случайным сюжетным поворотом, если бы монета не была возвращена позже и не была раскрыта причина, по которой только определенные люди могут забрать монету.

2. Выделите черту характера

Вы также должны помнить о пистолете Чехова, когда дело доходит до развития персонажа. Два отличных способа для автора получить представление о своих персонажах - это упражнения по развитию характера и создание профиля персонажа. Однако не каждый факт о вашем персонаже должен попасть в вашу историю. Определите черты, которые имеют отношение к роману и которые обогатят и продвинут сюжет. Сосредоточьтесь на них.

Возможно, ближе к началу романа вы обнаружите, что с детства персонаж обладает сверхъестественной способностью чувствовать чувства других людей. Теперь этот атрибут должен каким—то образом вступить в игру - будь то то, что формирует их взаимодействие с другими персонажами на протяжении всей истории, или это играет решающую роль в кульминационной сцене в самом конце. В остальном это несущественная деталь, которая не способствует нашему пониманию истории или персонажа.

Пример: " Голодные игры" Сюзанны Коллинз
“Пистолет” — знания Китнисс о ядовитых растениях

В главе 4 мы узнаем об умении Китнисс добывать растения и ее знаниях о ядовитой растительности: “Многие из них съедобны, но один неверный глоток - и ты покойник. Я проверил и перепроверил растения, которые собирал, по фотографиям моего отца. Я сохранил нам жизнь ”. Это умение Китнисс, которое подчеркивается.

Позже Китнисс демонстрирует эти знания, когда отчитывает Пита за то, что он собрал ядовитые ягоды и чуть не съел их.

И, конечно же, кульминация романа наступает, когда Китнисс использует те самые ягоды, чтобы обмануть Капитолий и заставить ее и Пита пережить Голодные игры.

Почему это работает: Это пример “Пистолета”, который постепенно развивается на протяжении всей повествовательной арки. Он символически висел на стене в начале, когда раскрывался навык Китнисс. Важность этого знания демонстрируется, когда Пит чуть не отравляет себя — те самые ягоды почти становятся их собственным "Ружьем”. А затем пистолет “выстреливает” в кульминационный момент романа.

3. Сделайте что-нибудь неожиданное

Представьте себе следующее: вы читаете роман, и на середине два главных героя ведут жаркий спор в кафе, когда мимо проходит мужчина с тростью, в розовом костюме в тонкую полоску, котелке и развязной походкой, прекращая спор, поскольку оба персонажа уставились на его необычный наряд.

На этом этапе человек в шляпе выполнил сюжетную задачу: положил конец спору. Однако его роль в истории на этом не может закончиться. Если вы собираетесь внезапно ввести необычный элемент, вам нужно дать объяснение для ваших читателей. Почему мужчина так одет? Почему он в кафе? Почему именно этому человеку было необходимо прекратить спор других персонажей? Введение элементов в необычный контекст - отличный способ придать чему—либо значимость, но если у вас нет для этого конкретной причины, вы нарушаете правила в книгах Чехова.

Что такое отвлекающий маневр?
Отвлекающий маневр - это литературный прием, используемый для того, чтобы сбить читателей “со следа”. Чаще всего они используются в детективных романах и триллерах, но их можно найти и во многих других жанрах. Когда автор использует отвлекающий маневр, он вводит предметы таким образом, чтобы читатель подумал, что они важны для сюжета, хотя на самом деле они предназначены для того, чтобы отвлечь читателя от того, что происходит на самом деле.

Хотите увидеть примеры использования пистолета Чехова в некоторых из лучших детективных романов и триллеров? Мы вас обеспечим. Ознакомьтесь с девятью лучшими детективами и 22 лучшими психологическими триллерами в этих сообщениях.

Но только потому, что они предназначены для отвлечения внимания читателя, не означает, что правило чеховского оружия не применимо к отвлекающим маневрам — вы все равно не захотите вводить совершенно случайные элементы, которые никуда не денутся. Даже если он второстепенный или связан только с подзаголовком, отвлекающий маневр все равно должен иметь какое-то отношение к сюжету.

Пример: Большие надежды Чарльза Диккенса
“Пистолет” - персонаж Magwitch
В главе 1 Пип сидит на кладбище у надгробий своих родителей, когда внезапно появляется грубоватый мужчина, одетый в лохмотья и ножные цепи, и хватает Пипа. Мы узнаем, что мужчина (Мэгвич) - сбежавший заключенный, и он требует, чтобы Пип принес ему еду и напильник, чтобы он мог снять ножные кандалы. Пип возвращается на следующий день с запрошенными предметами, но, как ни странно, в конечном итоге случайно пытается передать их другому сбежавшему заключенному, который похож на Мэгвича. Ошибка устранена, и Пип в конце концов доставляет еду и железо Мэгвичу, который становится разгневанным и агрессивным, когда Пип описывает свою встречу с другим заключенным.

Значение Мэгвича лишь слегка затрагивается в этих вступительных сценах, но читателям не сразу дается понять, что он сыграет решающую роль в жизни Пипа. Что, конечно, оказывается полной неправдой, поскольку позже выясняется, что Мэгвич является тайным благодетелем Пипа — главным, хотя и закулисным, фактором, влияющим на жизнь Пипа и его “большие надежды”.

Почему это работает: Роль Мэгвича - эффективное использование пистолета Чехова, потому что он представлен нам необычным и сомнительным образом, что придает ему значимость. Тайна, окружающая обстоятельства его осуждения и его отношения со вторым осужденным, с которым сталкивается Пип, провоцирует нас ровно настолько, чтобы задаться вопросом, какую роль этот человек мог сыграть в истории, — и в то же время не делает на нем слишком большого акцента, чтобы мы ожидали грандиозного раскрытия, когда это произойдет.

4. Сосредоточьтесь на элементе, который имеет большое значение

Есть причина, по которой Чехов указал на пистолет. Пистолет - это предмет, который имеет символический вес и может подразумевать ряд вещей, таких как насилие. Итак, если вы собираетесь представить предмет, к которому люди обычно испытывают сильные чувства, вам следует быть осторожным и придать этому предмету предназначение для использования.

И помните: из пистолета можно стрелять, но его также можно использовать и другими способами, чтобы выполнить правило Чехова об оружии. Его можно повесить на стену человеку, который недавно использовал пистолет, чтобы выиграть дуэль. Это может быть макет пистолета, висящий на стене у эксцентричного художника, предпочитающего оружие в качестве декора. Опять же, если вы сосредотачиваетесь на предмете, вам нужно придать ему определенное значение в рамках сюжета. Его необязательно “использовать” в действии — он может просто служить образности сцены. Просто убедитесь, что у него есть четкое назначение, которое интегрирует его в сюжет.

Пример: Во все тяжкие
“Ружье” - коробчатый резак

Во все тяжкие - это сокровищница блестящих образцов чеховского пистолета. Однако одним из самых запоминающихся примеров, должно быть, является первая серия четвертого сезона, где мы видим нож для нарезки ящиков, лежащий на земле в начале действия.

Что происходит в заключительном акте эпизода, спросите вы? О чудо: именно этим ножом Гас перерезает Виктору горло.

Почему это работает: В данном случае коробчатый резак является идеальной настройкой пистолета Чехова. Показав зрителям, казалось бы, обычный, невинный инструмент в начале серии, а затем перевернув все с ног на голову и превратив его в орудие убийства к концу серии, сценаристы "Во все тяжкие" сделали жестокое убийство Виктора еще более запоминающимся и удивительным.

И это сработало: в день выхода в эфир эпизод побил рекорды по просмотру. Забавный факт, сам эпизод называется "Box Cutter".

Забавный факт: сюжетным приемом, который можно рассматривать как противоположность чеховскому пистолету, является “МакГаффин”. Популяризированный Альфредом Хичкоком, "МакГаффин" обычно принимает форму цели или объекта вожделения главного героя, который просто используется для того, чтобы отправить персонажа в путешествие, в то время как сама по себе цель / объект не несет повествовательного значения. Пример этого можно увидеть в "Криминальном чтиве": персонажи яростно преследуют и защищают портфель на протяжении всего фильма, и все же его содержимое и значение чемодана для персонажей так и не раскрываются.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: