Ну, иногда. Напрашивается вопрос о ...
Работает ли пирамида Фрейтага с каждой историей?
История изобилует романами, которые противоречили этой тенденции. В "На дороге" практически нет повествовательной дуги, в то время как в "Убить пересмешника", возможно, есть две дуги (дуги Тома Робинсона и Бу Рэдли). Судебный процесс превращается в полную антиклиминацию вместо кульминации; тем временем в "Над пропастью во ржи" в развязке случайно обрывается фраза о том, что Холдена (предупреждение о спойлере) отправят в психиатрическую лечебницу, прежде чем книга резко закончится.
Все это говорит о том, что внутри арки достаточно места для исследований и экспериментов. Нарушать ожидания читателя не всегда плохо, но успешное отклонение от ожидаемого курса требует всестороннего понимания традиционной сюжетной арки. В конце концов, вы не можете разрушить то, что не можете построить.
Еще одно замечание: хотя популярная пятиактная структура "Пирамиды Фрейтага" отражает хронологию сюжетов многих книг, имейте в виду, что некоторые авторы используют трехактную структуру. Одно существенное изменение, которое приведет к этому, касается расположения вашей кульминации.
Как собрать все это воедино
В конце концов, именно это и делает сильная сюжетная арка: она придает истории форму. Что касается альтернативных сюжетных структур, ознакомьтесь с "Путешествием героя", "Сюжетным кругом Дэна Хармона" или этими тремя сюжетными моделями. Чтобы придать вашей истории больше измерений, вы можете поэкспериментировать с подзаголовками. Подзаголовки функционируют как мини-дуги, хотя они всегда должны быть направлены на то, чтобы каким-то образом дополнять основную дугу.
Разберитесь со своей сюжетной линией — поэкспериментируйте с ней! — и ваша история перестанет быть бесформенной, размытой вещью. Она приобретет популярность и новых читателей.
И, конечно, если вы изо всех сил пытаетесь создать убедительную повествовательную арку, профессиональный редактор по развитию сможет прийти на помощь и выявить недостатки.