Социальный контракт известен как тот, который граждане неявно подписывают с государством, когда решают жить в обществе, регулируемом последним.
Общественный договор - это термин, впервые введенный философом Жан-Жаком Руссо (1712-1778) в его работе "Общественный договор: или принципы политического права", опубликованной в 1762 году.
Для Руссо общественный договор - это примирение природы и культуры, в котором выражается общая воля в форме социальных интересов и общего блага, а не просто численное обобщение большинства частных воль. будучи эгоистичными и частными интересами. В последней из четырех книг, составляющих это произведение, Руссо утверждает, что это проявление общей и общественной воли к общественной пользе, от которой исходит единственная и законная власть государства.
Положения общественного договора состоят из прав и обязанностей отдельных лиц, где чем больше прав, тем больше обязанностей. Руссо оправдывает отказ от гражданских свобод в пользу государства в обмен на то, что государство обеспечивает порядок. Это обоснование основано на мысли философа Томаса Гоббса.
Мысль Руссо была важна для созревания концепций, которые послужили катализатором Французской революции (1789-1799) под лозунгом “Равенство, свобода и братство”.
Примеры общественного договора
Формы, которые принимает общественный договор в обществе, - это, например, референдумы, которые как механизм участия граждан посредством избирательного права оказывают влияние на решение правительства.
Меры по обеспечению прав человека и равенства в обществе являются частью обязанностей государства по отношению к общественному договору со своими гражданами.
Общественный договор с Томасом Гоббсом
Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) в своей работе "Левиафан" 1651 года упоминает общественный договор под термином "первоначальный договор" между управляемыми и правителями.
Томас Гоббс популяризирует фразу Homo Homini Lupus, переведенную как “человек человеку волк”, в своей работе, чтобы описать основы подразумеваемого соглашения первоначального пакта или общественного договора.
Гоббс опровергает классическую мысль, которая определяет политический порядок как следствие естественного порядка. Вместо этого он утверждает, что политический порядок определяется основами гражданской власти, отраженными в договорах, и что единственное, что остается естественного порядка, - это инстинкт самосохранения. Именно из этого инстинкта самосохранения вытекает право на самосохранение, ведущее к войнам друг с другом, потому что “человек для человека - волк”.
Именно из-за вышесказанного граждане жертвуют правами, которые они передают вышестоящей инстанции, чтобы обеспечить собственное выживание посредством общественного договора. Этот первоначальный договор заключен не добровольно, а скорее из-за страха перед тем, на что способно общество. Гоббс определяет, что происхождение договора лежит в коллективном эгоизме.
{module id="96#Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:" showtitle="true"}
{module id="103#Ответы на домашние задания:" showtitle="true"}