Определение научной фантастики
Научная фантастика (SIGH-innss FICK-shun) - это тип литературы, посвященный изобретательским технологиям, футуризму, космическим путешествиям и исследованиям, а также другим научно обоснованным компонентам. Технически научная фантастика является поджанром более крупного жанра художественной литературы, но поскольку научная фантастика сама по себе является такой обширной и широкой категорией, большинство писателей и читателей считают ее отдельным жанром.

Научная фантастика сочетает творческие творения авторов с научными идеями, теориями, предсказаниями и предположениями. Авторы часто используют научную фантастику, чтобы исследовать сложности и ограничения человеческой природы в чрезвычайных обстоятельствах.

Термин "научная фантастика" впервые был использован в 1851 году, но только в 1929 году, когда он появился в рекламе раннего научно-фантастического журнала Air Wonder Stories, этот термин вошел в общественный лексикон.

История научной фантастики

Чудеса неизвестного уже давно будоражат воображение. Писатели разрушили барьер между мифологией и известными фактами с древних времен. Ассирийский сатирик Люциан написал одно из первых научно-фантастических произведений "Правдивая история" во втором веке; оно было о космических путешествиях, внеземной жизни и межпланетных битвах.

Научная революция породила новые идеи и открытия, которые вдохновили писателей представить, что лежит за пределами постоянно расширяющегося известного мира. Акцент на знаниях в эпоху Просвещения еще больше усилил научную фантастику, когда писатели создавали сложные миры и истории, основанные на эволюционирующем понимании науки и человеческой природы.

Как только роман стал выдающейся литературной формой в 19 веке, появились подробные научно-фантастические рассказы. "Франкенштейн" Мэри Шелли и "Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна были одними из самых читаемых научно-фантастических романов.

Поскольку освоение космоса — сначала как мечта, а затем как реальность — заняло центральное место в конце 19-го и 20-го веков, научная фантастика продолжала расширяться и воображать, что это возможно.

В 1960-х и 1970-х годах писатели-фантасты начали экспериментировать с формой, привнося в нее большую литературную чувствительность и более креативные приемы повествования. В этот период также появились социально сознательные научно-фантастические произведения, затрагивающие такие вопросы, как феминизм, гражданские права и классовое неравенство. Социальные темы, которые отражают время, продолжают интересовать писателей-фантастов, при этом большое внимание уделяется таким проблемам 21-го века, как разрушение окружающей среды, последствия Интернета и, казалось бы, безграничной информации, а также этика клонирования человека.

Общие темы в научной фантастике

Одной из отличительных черт научной фантастики является значительная творческая свобода, которую она предоставляет автору. Тем не менее, есть определенные темы, которые авторы научной фантастики склонны рассматривать больше, чем другие:

Альтернативные миры: эти настройки являются гипотетическими планами существования, которые существуют параллельно с известным. Также называемые параллельными вселенными и / или альтернативными реальностями, эти миры могут включать альтернативные версии реальных исторических событий или различных научных законов.
Инопланетяне: инопланетянин - это любая форма жизни, которая не с Земли. Популярные внеземные темы в научной фантастике включают инопланетян и марсиан, инопланетные вторжения и похищения, а также межпланетные войны между гуманоидами и другими формами жизни.
Космическое пространство: Космос очаровывал авторов научной фантастики с самых ранних дней жанра, служа декорацией для бесчисленных романов. Исследование космоса, путешествия и война - обычные темы научной фантастики.
Научные возможности: Очевидно, что наука — будь то реальная или спекулятивная — играет значительную роль. Наука, в большинстве случаев, служит ключевым звеном в истории, стимулируя действие и часто создавая проблемы на этом пути. Телепортация, путешествия во времени, контроль сознания и варп-двигатели - популярные научные возможности, включенные во многие научно-фантастические произведения.
Технология: Технология в научной фантастике охватывает широкий спектр оборудования, часто разработанного со сверхинтеллектуальными возможностями. Эта технология может существовать в настоящее время, быть предсказанным изобретением, основанным на современных технологиях, или быть полностью спекулятивной. Роботы, суперкомпьютеры, голограммы и космические путешествия со скоростью света - это лишь несколько видов технологий, встречающихся в научно-фантастических романах.

Типы научной фантастики

Научная фантастика - это часть более широкого спектра спекулятивной фантастики. Спекулятивная фантастика содержит несколько поджанров, в которых представлены футуристические, фантастические или сверхъестественные элементы сюжета; в основном, любые воображаемые компоненты, которые не существуют в контексте повседневного мира. Другие виды спекулятивной фантастики включают фэнтези, ужасы, паранормальные явления и апокалиптическую литературу.

Сама научная фантастика бывает двух основных видов: жесткая научная фантастика и мягкая научная фантастика. Научная фантастика основана на научной точности, известных фактах и логике. Другими словами, в нем рассказываются истории, уходящие корнями в концепции естествознания. Такой подход может повысить достоверность истории и идею о том, что событие, описанное в сюжете, вполне может произойти. Примерами твердой научной фантастики являются "Штамм Андромеды" Майкла Крайтона, "Марсианин" Энди Вейра и трилогия Кима Стэнли Робинсона "Марс".

Мягкая научная фантастика уделяет больше внимания человеческим аспектам истории, объединяя науки о человеческом поведении, такие как психология, социология и политика. "Франкенштейн" Мэри Шелли, "Незнакомец в чужой стране" Роберта А. Хайнлайна и "Урсула К. "Левая рука тьмы" Ле Гуина - все это мягкие научно-фантастические романы.

Некоторые читатели предпочитают другое определение мягкой научной фантастики, которое служит контрапунктом к жесткой научной фантастике. Это определение рассматривает мягкую научную фантастику как любую историю, не основанную на известной научной логике, точности или правдоподобии.

Поджанры научной фантастики

В мире научной фантастики существует несколько поджанров, таких как следующие:

Антиутопии и утопии: антиутопии происходят в обществах будущего или ближайшего будущего, где жизнь и социальные структуры находятся в катастрофическом упадке, а люди борются за выживание в зачастую жестоких и репрессивных условиях. Утопии - это противоположность: идеализированные миры, в которых жизнь и социальные структуры идиллические, а любой конфликт проистекает из человеческих ошибок.
Фэнтези: Научные фантазии происходят в условиях, которые бросают вызов известным естественным научным законам; они черпают вдохновение из мифов и народных сказок и обычно в некоторой степени используют магию.
Космические оперы: это эпические приключения и / или романы, действие которых разворачивается в открытом космосе.
Сверхъестественное: научная фантастика в этом ключе включает в себя мистические явления, такие как экстрасенсорные способности, оккультизм, колдовство или волшебство
Функции научной фантастики
Цель этого жанра - исследовать возможное и размышлять о неизвестном. Это дает читателям представление о том, что может произойти в будущем, если произойдут определенные события, такие как научные прорывы или технологические достижения, и как люди могут отреагировать соответствующим образом. Учитывая свою творческую природу, научная фантастика вдохновляет читателей представлять себе более продвинутое, инновационное и полное приключений будущее.

Обратное также может быть правдой. Автор может использовать научную фантастику, чтобы разобраться в сомнительных последствиях научного прогресса. Они могут посмотреть на то, как этот прогресс ставит под угрозу людей и окружающую среду; нарушает естественный баланс Вселенной; или вызывает разногласия между сообществами, лидерами или планетами. Такая перспектива сделала бы произведение научной фантастики поучительной историей.

Некоторые произведения научной фантастики являются аллегориями текущих или прошлых событий. Жанр позволяет автору исследовать и переосмысливать эти события творческим способом, который находит отклик у читателей и заставляет их задуматься о более масштабных проблемах.

Научная фантастика в популярной культуре

Научная фантастика - благодатная творческая почва для кинематографистов. Трудно представить нынешний популярный культурный ландшафт без "Звездных войн", которые установили стандарт для всех будущих научно-фантастических фильмов. В число этих фильмов входят такие джаггернауты, как "Чужой", "Бегущий по лезвию", "Экс-машина", "Интерстеллар" и "Матрица".

На телевидении научная фантастика играет не менее заметную роль. "Звездный путь" - бесспорная классика жанра. "Доктор Кто", "Светлячок", "Затерянные в космосе", "Звездные врата" и "Сумеречная зона" - это всего лишь подборка популярных научно-фантастических программ для малого экрана.

Темы научной фантастики обычны в графических романах и комиксах. Все, от Супермена до Людей Икс, подпадает под категорию научной фантастики. Многие из них служат исходным материалом для популярных кинофраншиз.

Известные писатели-фантасты

Дуглас Адамс, Путеводитель автостопом по Галактике
Айзек Азимов, я, Робот
Маргарет Этвуд, Орикс и Крейк
Рэй Брэдбери, "Марсианские хроники"
Октавия Э. Батлер, Киндред
Артур Кларк, 2001: Космическая одиссея
Филип К. Дик, андроидам снятся электрические овцы?
Урсула Ле Гуин, Левая рука Тьмы
Жюль Верн, Двадцать тысяч лье под водой
Г. Уэллс, "Машина времени"

Примеры научно-фантастической литературы

1. Герберт Уэллс, "Война миров"

Классика Уэллса 1898 года, рассказанная неназванным человеком, следует за захватом марсианами Земли, от первых вспышек в ночном небе до полного разрушения человеческих социальных структур и норм. Это начинается следующим образом:

Накануне войны никто бы не поверил в последние годы девятнадцатого века, что за этим миром пристально и пристально наблюдают разумные существа, превосходящие человеческий, но такие же смертные, как и его собственный; что, поскольку люди занимались своими различными проблемами, их тщательно изучали и изучали, возможно, почти так же узкокак человек с микроскопом может внимательно изучать преходящих существ, которые роятся и размножаются в капле воды.
Хотя смертельный патоген в конечном итоге уничтожает марсиан, их визит оставляет рассказчика — и планету в целом — в клочья.

2. Дорис Лессинг, Шикаста

Роман Лессинга 1979 года — это история планеты Шикаста — символической Земли, рассказанная на основе отчетов исследователей с соседней планеты Канопус. Роман начинается следующим:

Меня посылали с поручениями в наши колонии на многих планетах. Кризисы всех видов мне знакомы. Я участвовал в чрезвычайных ситуациях, угрожающих видам, или в тщательно спланированных местных программах. Я не раз знал, что значит принять неудачу, окончательную и необратимую, в попытке или эксперименте с существами, которые имеют внутри себя потенциал развития, о котором мечтали, планировали ... и затем —Finis! Конец! Барабанный бой в тишине…
Первая часть книги подробно описывает предысторию Шикасты; вторая часть - разрушение планеты в 20 веке; и третья - апокалиптическая война, которая в конечном итоге уничтожает ее.

3. Тед Чанг, “История твоей жизни”

Короткий рассказ Чанга о прибытии инопланетян, который был адаптирован в фильм 2016 года "Прибытие—существа" с лингвистом доктором Луизой Бэнкс— размышляющим о событиях истории:

Я знаю, чем заканчивается эта история; Я много об этом думаю. Я также много думаю о том, как это началось, всего несколько лет назад, когда на орбите появились корабли, а на лугах появились артефакты. Правительство почти ничего не сказало о них, в то время как таблоиды говорили все возможное.
А потом мне позвонили, попросили о встрече.
Поскольку Бэнкс работает с инопланетянами и изучает их язык, она начинает понимать и обрабатывать время так же, как они, а их представление о времени сильно отличается от человеческого. Вскоре она видит свое будущее и дочь, которая еще не родилась, но в молодом возрасте умрет от неизлечимой болезни. Зная свое будущее, доктор Бэнкс рискует разбитым сердцем, чтобы иметь семью и возможность любить.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: