Разговоры, пение, игры в звуковые и словесные игры, чтение, письмо и рисование с вашим ребенком - отличные способы заложить хороший фундамент грамотности.

Хорошая новость заключается в том, что повседневные занятия, такие как семейные трапезы, купание или шопинг, - это увлекательные возможности для развития грамотности.

И вам не нужно много времени для занятий по обучению грамоте – часто бывает достаточно пяти минут несколько раз в день. Главное - использовать разные времена и возможности, чтобы помочь вашему ребенку учиться. Это может быть так же просто, как составить вместе список покупок, поиграть в рифмовку или почитать сказку перед сном.

Никогда не рано начинать привлекать своего ребенка к мероприятиям по повышению грамотности. Даже младенцам нравится слушать истории и участвовать в разговорах.

Младенцы, малыши и дошкольники: мероприятия по повышению грамотности
Занятия по говорению и пению
Разговоры и пение с маленькими детьми помогают им развивать навыки аудирования и говорения.

Вот несколько идей, которые помогут вам начать:

Используйте рифму, когда сможете. Используйте такие фразы, как "уютно, как букашке в коврике", или придумывайте рифмы о том, что вы делаете – например, ‘кладете рыбу в кошачью тарелку’.

Пойте вместе с ребенком детские стишки. Детские стишки учат вашего ребенка языку, рифме, повторению и ритму. Вы могли бы попробовать "Ба-ба-паршивая овца", "У мисс Полли была кукла" или "Песенка с алфавитом’.

Повторяйте звуки, которые издает ваш ребенок, или придумывайте звуки и посмотрите, сможет ли ваш ребенок их скопировать. Например, "Коровы говорят "му". Можете ли вы сказать "му"?’

Во время еды говорите о еде, которую вы готовите, что вы с ней делаете, какая она на вкус и как выглядит.

Поговорите о предметах вне дома – например, о шелесте листьев, звуках птиц или уличного движения. Попросите ребенка издавать звуки, обозначающие ветер, дождь, воду, самолеты, поезда и автомобили.

Играйте в такие игры, как "Я шпионю", используя цвета. Это может быть весело, особенно для дошкольников. Например, "Я подглядываю своим маленьким глазом за чем-то зеленым. На что я мог бы обратить внимание?’

Если вы не можете вспомнить слова, мелодию или действия из детского стишка, вы можете оживить свою память с помощью нашего детского караоке.

Занятия по чтению и чтению книг
Чтение с детьми развивает их словарный запас, способность слушать и понимать, а также способность связывать звук и слова. Это также помогает детям узнавать об окружающем их мире.

Вашему ребенку могут понравиться эти занятия:

  • Попробуйте книги с рифмой, ритмом и повторением. Многим маленьким детям нравятся такие книги, как "Десять пальчиков на руках и десять пальчиков на ногах" Мем Фокс, "Волосатый Маклари" Линли Додда и "Груффало" Джулии Дональдсон.
  • Поощряйте своего ребенка переворачивать страницы и рассказывать о том, что они видят. Во время чтения пальцем водите глазами ребенка слева направо по странице и указывайте на определенные слова или фразы.
  • Для младенцев и малышей используйте книжки с откидной крышкой или книжки на ощупь. Вы даже можете сделать свою собственную книгу с предметами, которые ваш ребенок любит рассматривать и трогать.
  • Поощряйте своего ребенка брать инициативу в чтении на себя – например, ‘С чего нам начать?’ Время от времени прекращайте чтение и спрашивайте своего ребенка, что, по его мнению, будет дальше.
  • Свяжите книги с реальной жизнью. Например, если вы читали книгу об играх в парке, возможно, вам захочется повести своего ребенка в местный парк и показать качели, похожие на те, что изображены в книге.
  • Предложите своему ребенку разыграть историю, которую вы читаете. Например, вы можете попросить своего ребенка попрыгать, как кенгуру в книжке.
  • Следуйте примеру своего ребенка в чтении. Поощряйте, но не давите на него. Поэкспериментируйте с разными книгами, чтобы увидеть, что нравится, и просто получайте удовольствие!
  • Для получения руководства по книгам и чтению, которое может подойти вашему ребенку, вы можете ознакомиться со следующими статьями: Чтение с детьми с рождения, Чтение с детьми от 12 месяцев, чтение с малышами и чтение с дошкольниками.

Занятия по обучению грамоте и письму
Каракули и рисование помогают маленьким детям развивать мелкую моторику для письма карандашами и ручками позже в детстве. Это также помогает детям понять, что письмена и картинки имеют значение, и вы используете их для передачи информации.

Вот несколько мероприятий, которые можно попробовать:

Предложите своему ребенку добавить каракули или рисунок на поздравительные открытки или письма.

Предложите своему ребенку попробовать несколько букв или написать свое имя на всех своих рисунках. Вы можете написать буквы одним цветом и попросить ребенка нарисовать их другим цветом.

Помогите своему ребенку с помощью пластилина составить буквы алфавита или цифры.
Дайте вашему ребенку возможность использовать буквы алфавита в разных формах – на кубиках, магнитных буквах, которые наклеиваются на холодильник, и кусочках головоломки.

Вырежьте или нарисуйте изображения основных предметов домашнего обихода – стула, стола, телевизора, стены, двери и так далее – затем напишите названия предметов на отдельных листах бумаги. Попросите вашего ребенка сопоставить название предмета с изображением.

Попросите рассказать вам о своих рисунках. Помогите записать слова, которые они используют.

Поощряйте писать письма своей семье и друзьям. Для детей младшего возраста эти буквы могут выглядеть как каракули. Вы можете попросить своего ребенка рассказать вам, что там написано, чтобы вы могли написать слова под ним. Поощряйте друзей и семью писать в ответ.

Дети школьного возраста: мероприятия по ликвидации неграмотности

Говорящие действия

  • Играйте в словесные игры, которые побуждают вашего ребенка изучать звуки. Например: "Я замечаю своим маленьким глазом что-то, начинающееся на ф-ф-ф. Как ты думаешь, на что я смотрю, что начинается с этого звука?’
  • Спросите своего ребенка о словах, которые рифмуются. Например, ‘Какие другие слова звучат как автомобиль?’
  • Попросите вашего ребенка произнести звук или сочетание звуков, а затем придумайте слова с этим звуком. Например, "Какой забавный звук? Мо? Какие звуки вы можете издавать с помощью mo? Стонать, хандрить, рвать ... ’.
  • Поговорим о прошлом. Попросите рассказать вам о том, что ему понравилось делать в школе на той неделе.
  • Поговорим о будущем. Расскажите, что вы собираетесь делать на следующий день или в выходные, или попросите рассказать вам, что ему нужно сделать перед сном.
  • Дайте ребенку простые инструкции, которым нужно следовать, и попросите его повторить эти инструкции вам. Постепенно увеличивайте количество шагов в зависимости от того, сколько из них может выполнить ваш ребенок. Например, ‘Иди в свою комнату. Возьми расческу и полотенце’.

Занятия по чтению и чтению книг

Читайте истории, а затем рассказывайте о них. Спросите: "Какая часть истории была вашей любимой?" или "Кто был вашим любимым персонажем?" Почему?’

Читайте по очереди. Вы можете прочитать половину страницы, пока ваш ребенок читает вторую половину. Вы также можете указать на отдельные слова здесь и там, чтобы ваш ребенок мог их произнести. Начните со слов, которые легко произнести – например, двухбуквенных и трехбуквенных слов, таких как "мат", ‘на’ или ‘глоток’.

Попробуйте использовать алфавитные книги с детьми младшего школьного возраста. Попросите вашего ребенка рассказать вам слова, которые начинаются с того же звука, что и буква, на которую вы смотрите.

Попросите составить сборник рассказов, а ваш ребенок нарисует картинки. Он может делать это на компьютере или с помощью ручек и бумаги. Помогите своему ребенку написать слова или хотя бы некоторые буквы в рассказе.
Когда вы гуляете, попросите выбрать или озвучить буквы или слова на рекламных щитах, витринах магазинов, уличных знаках или товарах в супермаркете.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: