Теории личности - это набор академических конструкций, выдвигаемых в психологии для объяснения различий в поведении между одними людьми и другими.
В психологии под личностью понимается совокупность субъективных характеристик, которые делают человека уникальным и которые определяют его поведение перед лицом его жизненных обстоятельств.
Пионером теорий личности был Гордон Олпорт, американский психолог, который в 1936 году опубликовал первую книгу на эту тему, в которой предложил два способа изучения личности:
Номотетическая психология: изучает универсальное поведение.
Идеографическая психология: изучает психологические особенности, которые отличают людей.
С тех пор изучение личности рассматривается из разных областей: генетической, социальной, экологической и так далее.
В этом смысле существуют теории личности, которые, в свою очередь, могут иметь несколько вариантов в зависимости от изменений или обновлений, предложенных новыми авторами или исследователями.
Психоаналитическая теория Фрейда
Психоаналитическая теория была создана венским психологом Зигмундом Фрейдом в начале двадцатого века и, по сути, предполагает взаимодействие трех частей личности:
Элло: это та часть личности, которая ищет немедленного удовлетворения.
Я: это та часть, которая пытается реалистично удовлетворить потребности Я.
Супер-Я: включает моральные и социальные аспекты, на которые, в свою очередь, влияют модели воспитания.
Точно так же Фрейд гарантировал, что стадия раннего детства необходима для развития взрослой личности и что последняя включает 5 фаз психосексуального развития:
Оральная стадия: выражается в первые 18 месяцев жизни, когда ребенок пытается исследовать мир через рот.
Анальная стадия: длится до 3 лет и является фазой, на которой ребенок контролирует свои сфинктеры.
Фаллическая стадия: длится до 6 лет, и начинаются исследования половых различий.
Латентная стадия:длится до подросткового возраста и характеризуется развитием чувства стыдливости.
Генитальная стадия: относится к физическим и психологическим изменениям подросткового возраста, которые заканчиваются взрослением.
Немецкий психолог и психоаналитик Эрих Фромм также суммировал свои собственные оценки, чтобы создать теорию гуманистического психоанализа. В этом смысле Фромм дистанцировался от постулатов Фрейда о половом влечении и посвятил себя более глубокому изучению трансцендентных мотивов человеческого существа, таких как свобода и любовь.
Для Фромма цель психоаналитика должна была состоять в том, чтобы помочь человеку познать себя и направить его к обретению личной свободы.
Психоаналитическая теория Юнга
Одним из самых выдающихся учеников Фрейда и его психоаналитической теории был Карл Юнг. Однако Юнг внес свой вклад в психоанализ, выдвинув концепцию коллективного бессознательного. По словам исследователя, у всех нас есть несколько общих психических структур, и эти структуры хранятся в наших снах.
Кроме того, Юнг выдвинул личностные профили на основе комбинации двух основных категорий (интроверсия и экстраверсия) и четырех функций (ощущения, мышление, интуиция, чувство).
В результате получается восемь типов личности.
Мышление-экстраверт
Они создают свои собственные конструкции на основе своего опыта общения с внешним миром и объяснений, которые они получают в результате взаимодействия с другими.
Интуиция-экстраверт
У них есть естественные лидерские качества, поскольку они глубоко уверены в себе и в том, что они могут принести миру.
Сентиментально-экстравертный
Это люди с высокими способностями к социализации. Их подход к реальности скорее эмоциональный, чем рациональный.
Чувство-экстраверт
Они предприимчивые люди, их связь с миром осуществляется через новые переживания. По своей природе они исследователи мест и идей.
Мышление-интроверт
Для них характерно развитие глубокого самосознания. Они склонны к саморефлексии и, как следствие, им легко определить свои сильные и слабые стороны.
Интуиция-интроверт
Это люди, склонные к эгоизму, мечтательные и фантазирующие по натуре. Из-за этого им трудно вписаться в реальный мир.
Сентиментальный-интроверт
Хотя они эмоциональные люди, их замкнутость мешает им выражать то, что они чувствуют, что может вызвать определенные трудности при выражении привязанности.
Чувство-интроверт
Это люди, которые воспринимают мир по стимулам, которые они от него воспринимают. Однако их оценки и открытия являются частью их внутреннего мира, поскольку они обычно не делятся своими открытиями с другими.
Бихевиористские теории Павлова и Скиннера
Бихевиоризм - это теория личности, созданная Иваном Павловым и Фредериком Скиннером, основанная на идее, что внешние раздражители влияют на формирование и укрепление личности.
Павлов и Скиннер использовали научный метод, чтобы объяснить, как взаимодействие организма с окружающей средой порождает "вознаграждение" за его поведение. Это положительное подкрепление способствовало повторению реакции на раздражитель.
У этого процесса было три незаменимых элемента:
Стимул: сигнал из окружающей среды, вызывающий реакцию (ребенок плачет, потому что его оставили в покое).
Ответ: это действие, вызванное стимулом (мать возвращается и несет его на руках).
Следствие: это связь между стимулом и реакцией (ребенок узнает, что если мать оставит его в покое, он должен поплакать, чтобы она вернулась).
Впоследствии бихевиоризм разовьет два направления: классическое обусловливание (отстаиваемое Павловым), которое предполагает, среди прочего, что реакция на раздражитель всегда непроизвольна.
Со своей стороны, Скиннер считается создателем теории оперантного обусловливания, которая предполагает, что реакция на стимул является добровольной, по крайней мере, в большинстве случаев.
Когнитивная теория Бандуры
Альберт Бандура разработал теорию личности, основанную на убеждениях или ожиданиях человека в отношении окружающего его мира. Эти убеждения называются познаниями, поэтому его теория была названа когнитивной теорией.
Кроме того, Бандура утверждает, что когнитивные процессы играют фундаментальную роль в личности. Следовательно, мысли, память, эмоции и ценностные суждения также влияют на поведение людей.
Гуманистическая теория Карла Роджерса
Карл Роджерс предлагает развитие личности как продукт выбора индивида, основанного на его свободной воле и его субъективном видении мира. Эта конструкция известна как гуманистическая теория личности.
В отличие от психоаналитической теории, основанной на патологиях личности, гуманистическая теория концентрируется на изучении предполагаемой потребности человека в достижении значимых целей.
В этом смысле для психологов-гуманистов существуют четыре измерения личности, которые в большей или меньшей степени выражены в каждом человеке:
Единодушное чувство юмора: это измерение, присущее людям, которые очень дружелюбны, прозрачны и политичны.
Реальность и проблема в центре внимания: это измерение, которое выражается в людях, сосредоточенных на конфликтах в своем окружении.
Сознание: это измерение, которое проявляется в людях, которые интенсивно и трансцендентно переживают жизненные события.
Принятие: это измерение, выраженное в людях, которые естественным образом связаны с жизненными событиями.
Идеографическая теория Олпорта
Американский психолог Гордон Олпорт выдвинул гипотезу о существовании психологические структуры, называемые чертами характера. Такие черты могут быть центральными или вторичными, и их функция состоит в том, чтобы распределять стимулы таким образом, чтобы они могли одинаково усваиваться в разных ситуациях.
Эта система реагирования позволяет людям лучше адаптироваться к окружающей среде и оказывает существенное влияние на процессы самовосприятия и самооценки людей.
С другой стороны, для Олпорта все люди ориентированы на достижение жизненно важных целей, следовательно, они являются активными существами, полностью участвующими в процессе своего личного развития. Все его подходы были сформулированы в его идеографической теории личности.
Теория личностных конструктов Келли
Она также известна как теория личностных конструктов, и, хотя она оказывает когнитивное влияние, она рассматривается скорее как вклад, более соответствующий постулатам конструктивистской теории.
Эта теория личности, разработанная психологом Джорджем Келли, исходит из предположения, что мы, люди, понимаем мир исходя из дихотомических концепций, таких как любовь-ненависть, радость-печаль, мир-война и т. Д.
В этом смысле личность человека может быть определена с помощью ряда квалификаторов. Однако интересно то значение, которое человек придает этим квалификаторам, поскольку оно определяется его убеждениями и опытом, то есть его личными установками.
Модель пера Айзенка
Американский психолог Ганс Айзенк выдвинул модель PEN, которая основана на существовании трех основных факторов, определяющих личность человека: психотизма, экстраверсии и невротизма.
ПЕН-модель Айзенка возникла после оценки более 700 солдат, участвовавших во Второй мировой войне. В ходе этого исследования он получил ряд данных, которые показали ему существование трех общих факторов, которые были связаны с биологическими аспектами, как описано ниже.
Психотизм
Это характерный фактор для антиобщественных людей, у которых мало чувства эмпатии и которые склонны к преступному поведению или страдают психическими расстройствами. Для Айзенка психотизм был связан с нейротрансмиттерами, такими как серотонин и дофамин.
Экстраверсия
Экстраверсия связана с жизнерадостностью, общительностью и оптимизмом, поэтому людей с противоположными чертами характера (пассивностью, плохой общительностью и пессимизмом) можно считать интровертами. Для Айзенка эта двойственность связана с уровнями кортикального возбуждения.
Невротизм
Этот фактор связан с беспокойством, чрезмерными эмоциональными реакциями и склонностью к раздражительности. Согласно модели ПЕН Айзенка, это связано с уровнем возбуждения лимбической системы. Чем ниже порог активации этой системы, тем выше склонность к невротизму.
Напротив, люди с более высоким порогом активации лимбической системы обладают большим эмоциональным контролем, и их реакция на различные ситуации гораздо более уравновешенна.
Теория личности, основанная на дарвинизме
Эта теория объясняет развитие личности на основе исследований Дарвина происхождения видов и их последующей эволюции.
Согласно этому подходу, личность является результатом процессов естественного отбора. Это влечет за собой выражение черт, которые помогут субъекту выжить в данной среде, таких как, например, солидарность, общительность и лидерство
Ответы на домашние задания:
- Фазы делового цикла
- Ошибки при изучении английского языка
- Кислотно-щелочная химия
- Особенности Второй мировой войны
- Самый маленький в мире магнит
- Темная материя
- Как вычислить проценты-формула нахождения процентов
- Правило приведения дробей к общему знаменателю
- Разум и материя
- Конец темных веков
- Процесс синтеза белка на рибосомах
- Процесс/Механизм дифференцировки клеток в биологии
- Что такое pH и ее шкала? Формула и уравнение pH.
- Сочинение о деревьях
- Таблица основных формул дифференцирования