Гуманистическая психология - это направление мысли в психологии, которое сосредоточено на изучении субъективных переживаний людей, таких как собственные эмоции и мысли. Зная, как каждый субъект воспринимает свою реальность, он стремится найти лучший путь для своего роста и развития.

Этот психологический и терапевтический подход возник в середине двадцатого века как реакция на течения бихевиоризма и психоанализа.

С гуманистической точки зрения отмечается, что бихевиористские теории (основанные на научном объективизме) и психоаналитические (основанные на анализе подсознания) фокусируются на патологиях, оставляя в стороне множество сложных аспектов человеческого опыта.

Таким образом, психологи, такие как Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, утверждали, что такие теории неадекватно учитывают субъективный опыт и самореализацию личности. По этой причине они предложили гуманистическую психологию, задача которой заключалась в проведении комплексного и целостного лечения, то есть изучении людей в целом. https://qpotok.ru/

Подход гуманистической психологии не отрицает исследований, проводимых в других течениях. Скорее, она пытается охватить их в рамках более широкого понимания людей, их контекста и формируемых представлений об их реальности.

Таким образом, он пытается согласовать знания позитивной научной психологии с философскими знаниями предшествующих времен. Это означает:

"Подход к человеку и человеческому опыту в целом. Научно-философское движение, которое понимает психологию в ее динамическом и социальном измерениях, основанное на целостном взгляде на человека, тем самым заново открывая традиционные западные и восточные формы знания." Michel Fourcade

Особенности гуманистической психологии

Акцент на человеческом потенциале и способности к самореализации: постулирует, что все люди обладают врожденным потенциалом для развития. Существенной целью человеческого опыта было бы достижение удовлетворения за счет роста этого потенциала.
Сосредоточение внимания на субъективном опыте личности: акцент делается на личном опыте и переживаниях. Таким образом, она фокусируется на уникальности и способности каждого человека придавать смысл своей жизни.
Оценка свободы и индивидуальной ответственности: она ценит личную свободу и подчеркивает важность ответственности при принятии решений, которые позволяют людям определять направление своей жизни.
Целостный подход: рассматривает человека как целостное целое, состоящее из эмоциональных, физических, умственных и духовных аспектов.
Актуальность терапевтических отношений: большое значение придается отношениям между терапевтом и "клиентом". Атмосфера сочувствия и открытого принятия способствует личностному росту и саморефлексии.
Она рассматривает тех, кто приходит на терапию, как клиентов: это отражает ориентацию этого течения на более совместные и личностно ориентированные терапевтические отношения. Слово "клиент" предполагает представление о человеке, обращающемся за терапией, как о ком-то активном в своем собственном процессе развития.
История гуманистической психологии

Гуманистическая психология зародилась в 1950-х годах, когда различные исследователи подняли вопрос о необходимости создания третьей силы в области психологической терапии и исследований. Термин "гуманистическая психология" начал появляться в то время в публикациях Абрахама Маслоу.

Затем психологи и прогрессивные мыслители основали Американскую ассоциацию гуманистической психологии (1962). В группе выделялись такие персонажи, как сам А. Маслоу, которого некоторые считают отцом этого течения, хотя сам он это отрицал. Были также Карл Роджерс, Ролло Мэй, Карен Хорни, Курт Гольдштейн и другие.

Хотя это происходило в Соединенных Штатах, многие позиции, отраженные в гуманистической перспективе психологии, имели предшественников во взглядах, выраженных авторами и психологами европейского континента.

Среди этих предпосылок были философские соображения экзистенциализма и феноменологии. Кроме того, мы находим "логотерапию", предложенную психологом Виктором Франклом, пережившим Холокост, который утверждал, что каждый человек нуждается в придании своему стремлению к жизни особого смысла.

Развитие гуманистического психологического течения

Клиентоориентированная терапия

Течение гуманистической психологии способствовало развитию форм лечения и методов лечения пациентов с 1960-х годов. Одной из наиболее важных была "недирективная терапия", или "клиентоориентированная терапия", предложенная Карлом Роджерсом.

К. Роджерс считал необходимым проявлять сочувствие к людям на консультациях. Только так можно было установить плавный процесс общения между консультантом и терапевтом. Принимая людей такими, какие они есть, и внимательно слушая их, они сами могли бы задать себе фундаментальные вопросы, которые помогли бы им лучше узнать друг друга и чего они хотят.

В этом смысле терапевт становился скорее посредником, чем руководителем изменений, необходимых пациенту. Таким образом, осуществлялось сотрудничество для того, чтобы "клиент-пациент" сталкивался с ситуациями, которые его затрагивали, и мог удовлетворительно их разрешать.

Теория развития человеческого потенциала

Эта теория была в значительной степени поддержана Абрахамом Маслоу, который считал, что каждый человек по своей сути стремится к самореализации. Для Маслоу самореализация стояла на высшем уровне иерархии человеческих потребностей.

Конечно, для достижения самореализации каждый человек должен был сначала удовлетворить ряд основных потребностей, таких как физиологические, потребности в безопасности, принадлежности и признании. Они описаны в его знаменитой пирамиде Маслоу.

Этот психолог интересовался изучением здоровых людей, у которых он наблюдал способность и потребность достигать возвышенных моментов, в которых человек находился в гармонии со своим существом и со своим окружением.

Таким образом, предложения Маслоу были сосредоточены на том, чтобы люди, удовлетворяя свои основные потребности, приходили к чувству наполненности за счет развития своего потенциала.

Манифест Бугенталя

В 1965 году психолог-экзистенциалист Джеймс Бугенталь опубликовал книгу "В поисках подлинности [...]". Этот текст оказал огромное влияние на свое время, поскольку в нем был обобщен ряд идей, содержащихся в терапевтических предложениях третьей силы в психологии.

По этой причине текст был назван "Манифестом Бугенталя", в котором многие находят сборник гуманистической психологии. Бугенталь представил свою концепцию экзистенциально-гуманистической психологии, направленной на поиск подлинного смысла в жизни людей.

Ключевыми аспектами этого подхода являются:

Целостное понимание людей.

Понимать, что люди развиваются в уникальном для них человеческом контексте.
Знайте, что сознание человека является сложным и включает в себя самосознание в контексте, разделяемом с другими людьми.
Помните, что человек свободен, он может выбирать. Следовательно, вы должны нести ответственность за свой выбор.
Наконец, люди знают идею интенциональности и цели. Следовательно, у них могут быть стремления, они могут планировать цели, и они могут придавать смысл своим действиям.

Гештальт-терапия

Течение гештальта зародилось в Германии в начале двадцатого века. Это поставило перед собой задачу изучения человеческого восприятия через сенсорные каналы людей, потому что с их помощью люди систематизировали, а затем интерпретировали информацию из окружающего мира.

Связь гештальта с гуманистической психологией получила импульс благодаря предложениям психиатра Фрица Перлза о "гештальт-терапии". Оба течения считали фундаментальным субъективное восприятие пациентов.

Таким образом, методы лечения Фрица Перлза предлагали помочь пациентам, поддерживая их осознание, чтобы все части человека были в гармонии и выражали себя подлинно.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: