Поскольку фиолетовая проза является признаком плохого письма, вы хотите избежать ее любой ценой. К сожалению, слишком легко попасть в “фиолетовую ловушку”, особенно начинающему писателю, пытающемуся выработать утонченный стиль. Для тех, кого это касается, в этом разделе мы дадим вам несколько основных правил, которые помогут вам избежать этого цветистого демона письма.
1. Пишите своим голосом, а не чьим-то еще
Это самый важный совет, который следует запомнить, если вас беспокоит фиолетовая проза. Поскольку фиолетовые пятна возникают в результате попыток звучать более “литературно”, они часто возникают, когда вы пытаетесь имитировать более продвинутый стиль письма.
Хотя здорово иметь писательские образцы для подражания, никому не нравятся подражатели — особенно когда ваше впечатление состоит из длинных, показных описаний. Итак, если вы обнаружите, что пишете фиолетовую прозу, потому что пытаетесь звучать как кто-то другой, остановитесь и переоцените. Скорее всего, вы имитируете голос другого писателя, потому что изо всех сил пытаетесь найти свой собственный.
К счастью, есть несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы лучше управлять своим голосом:
Оглянитесь на старые работы, чтобы увидеть, как вы писали раньше. Даже если вы далеко ушли от этого стиля, это хорошая точка отсчета для формирования вашего нынешнего голоса.
Попробуйте свободное написание или ведение дневника, чтобы добиться такого же незатронутого стиля.
Если вы действительно в растерянности, вы можете просто спросить других людей, как они описали бы ваш типичный голос, и использовать это как отправную точку.
Также может быть полезно держаться подальше от особенно сильной литературы в процессе написания. Стили других авторов могут просачиваться в ваш текст, даже подсознательно, заставляя его звучать фиолетово и звучать фальшиво. Какими бы вдохновляющими ни были Фицджеральд и Набоков, лучше всего отступить от них, когда вы работаете над собственным голосом.
Фицджеральд любит тебя, но он хочет, чтобы ты обрела свой собственный голос!
Оставайтесь верны СВОЕМУ голосу, чтобы избежать фиолетовой прозы
2. Сосредоточьтесь на сути
Вы не ошибетесь, направив большую часть своей энергии на сюжет вашего рассказа (или основную “направленность”, в зависимости от того, что за произведение вы пишете). Пока вы сосредоточены на сути, проблема с фиолетовой прозой должна решаться сама собой.
Конечно, это легче сказать, чем сделать, поэтому приложите усилия, чтобы следить за развитием сюжета во время написания. Прежде чем начать, составьте план и выделите приблизительное количество страниц для каждого конкретного пункта. Если вы начнете превышать эти ограничения по количеству страниц, вы поймете, что, вероятно, пишете слишком фиолетово; это побудит вас сознательно переориентироваться на содержание.
С другой стороны, если у вас противоположная проблема — вам нужно дополнить больше глав или увеличить количество слов - не обращайтесь к фиолетовой прозе. Обратитесь к сути! Включите интересную деталь, которую вы, возможно, упустили из своего первоначального наброска, представьте нового персонажа или извлеките неожиданный поворот из воздуха. В принципе, когда сомневаешься, всегда отдавай предпочтение действию, а не описанию.
3. Используйте свой тезаурус экономно
Тезаурус - это палка о двух концах, когда речь заходит о качестве вашей прозы. Это может быть здорово для исправления повторений и иногда поиска замен для слов, но это также может привести к появлению фиолетовых отрывков, которые звучат как письмо Джоуи об усыновлении.
"В этом нет никакого смысла". "Конечно, имеет, это умно! Я использовал thee-saurus!"
Имея это в виду, если вы используете тезаурус (или онлайн-инструмент для составления тезаурусов) для использования со всеми остальными словами, вы, вероятно, перебираете синонимы. Тезаурус предоставляет множество лингвистических альтернатив, но обычно это не самые подходящие или органические слова для вашего произведения. В результате получается не что иное, как наводящая ужас фиолетовая проза.
Классический пример неправильного использования тезауруса - это когда авторы пытаются заменить “сказанное” разными словами: произнесенный, произносимый, озвученный, артикулированный. Идея состоит в том, чтобы разнообразить материал, чтобы сохранить его интересным, что обычно является хорошей целью для вашего письма. Однако в контексте эти теги диалогов часто звучат до смешного фиолетово. Они привлекают к себе внимание и отвлекают от реального диалога, чего не должна делать эффективная проза.
Когда дело доходит до выбора слов, используйте тезаурус экономно и старайтесь использовать в тексте “более простые” слова. То, что вы можете заменить их чем-то более причудливым, не означает, что вы должны это делать.
Не используйте тезаурус слишком часто — иначе в конечном итоге вы будете звучать как Кенгуру Триббиани.
4. Поставьте себя на место читателей
Не каждый отрывок должен продвигать историю вперед, но он должен так или иначе заинтересовать читателя: через описание, которое раскрывает что-то о персонаже, ставит вопрос, на который нужно ответить позже, или просто содержит релевантные, заманчивые детали.
Итак, при патрулировании фиолетовой прозы активно подумайте о том, заинтригует ли читателя-новичка потенциально фиолетовый отрывок. Оценивая описание, спросите себя: если бы я читал это свежим взглядом, нашел бы я это приятным или разочаровывающим? Если это звучит непонятно, служит ли это какой-то цели, или это просто неясность ради неясности?
Если вам трудно поставить себя на место своих читателей, заведите несколько бета-ридеров! Это особенно полезно, когда вы пишете статью и подозреваете, что ваша проза может быть на грани лавандовой, но вы слишком близки к этому, чтобы быть объективным. Отправьте то, что вы написали на данный момент, друзьям или коллегам-писателям. Они скажут вам, какие описания сильные, а что можно (и нужно) сократить.
Заключительные мысли о фиолетовой прозе
Всегда помните, что не все сложные тексты приравниваются к фиолетовой прозе! Пусть эта статья не отговаривает вас от разработки более сложного стиля — просто имейте в виду разницу между “сложным” и “чрезмерным”.
Пока вы пишете своим голосом, сосредотачиваетесь на сути и избегаете неестественно витиеватых фраз, ваша проза легко избежит фиолетового и направится прямиком к золоту.