Исторический материализм относится к учению Маркса и Энгельса, согласно которому изменения в "духе" общества, выраженные в надстройке, происходят из экономических производственных отношений, а не наоборот.

То есть исторический материализм воспринимает историко-культурные изменения как результат материальных условий жизни и классовой борьбы. Таким образом, он противоречит гегелевской концепции, согласно которой история определяется духом.

Основы исторического материализма лежат в подходах Маркса и Энгельса, хотя этот термин был придуман Георгием Плехановым.

Для исторического материализма социальные преобразования разграничиваются двумя существенными факторами: способами производства и классовой борьбой, а не идеями.

С этой точки зрения исход истории зависит от экономической активности общества. Это означает, что способы производства определяют продукт, то есть обусловливают политические, социальные и духовные процессы.

Для исторического материализма системы политико-экономической организации, такие как капитализм, подчиняются не естественной эволюции, а историко-социальной конструкции и, следовательно, могут быть подвергнуты сомнению и включены в другие модели.

В этом определяющим фактором будет классовое сознание и контроль над средствами производства как ресурс для оспаривания установленного порядка и борьбы с ним.

Тогда понятно, что исторический материализм враждует как с моделями мышления, натурализующими социальные различия, называемыми ими "буржуазными идеологиями", так и с абстрактным социализмом.

Особенности исторического материализма

Он понимает экономику как основу социальной истории.
Он исходит из принципа, согласно которому идеология, ценности и культура общества определяются производственной моделью.
Поймите, что социально-экономические изменения не зависят от индивидуальной решимости.
Историческая трансформация обществ понимается как следствие действия производительных сил.

Элементы исторического материализма

Исторический материализм изучает эволюцию обществ по следующим элементам:

Структура, состоящая из производительных сил, способов и производственных отношений.
Надстройка, состоящая из институтов и совокупности правовых и идеологических норм, выражающих общественный дух: государство, религия, художественно-культурный аппарат, законы и т. Д.
Отношения между этими двумя секторами приводят к историческим преобразованиям, движимым напряжением, присущим классовой борьбе.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: