Тем не менее, мы разделили этих сомнительных рассказчиков на три основных типа, чтобы лучше понять, как они работают как литературный прием.

1) Заведомо ненадежный: рассказчики, осознающие свой обман

Рассказчики такого типа намеренно лгут читателю, потому что, ну, они могут. Они завладели вашим вниманием, у них есть точка зрения, и они сами выберут, что с ней делать, независимо от какой-либо “ответственности”, которую они могут нести перед читателем.

Краткое замечание об этом типе рассказчиков: люди хотят читать о персонажах, с которыми они могут общаться. Это одна из сложных частей написания такого рассказчика: персонаж должен быть достаточно убедительным, чтобы мы продолжали общаться с ним, даже если подозреваем, что нас вводят в заблуждение. Они не обязательно должны нам нравиться, но нам нужно их понимать. Например, даже Алексу из "Заводного апельсина" присуща человечность: превыше всего его стремление к индивидуальной свободе. Следовательно, его вопиющая ложь является использованием его свободы.

2) Уклончиво ненадежный: рассказчики, которые бессознательно искажают правду

Мотивы такого рода рассказчиков часто довольно туманны — иногда это простое самосохранение, в других случаях они немного более манипулятивны. Иногда рассказчик даже не осознает, что искажает правду, до конца книги. Их ненадежность часто проистекает из необходимости рассказать историю таким образом, чтобы что-то оправдать, и их истории часто приукрашены или смягчены.

Такого рода противоречивые персонажи, чье мышление неясно, могут заставить читателей с тревогой ждать момента прояснения рассказчика, постоянно делая собственные выводы.

3) Наивно ненадежный: рассказчики, которые честны, но им не хватает всей информации

В отличие от двух предыдущих типов, этот тип рассказчиков не является ненадежным специально — им просто не хватает традиционного “большего понимания”. Такого рода ненадежность может позволить читателю взглянуть на вашу историю свежим взглядом. “Неортодоксальные” интерпретации рассказчика могут дать нам лишь частичные объяснения происходящего, заставляя копнуть немного глубже и соединить точки. Эти наивные рассказчики также могут побудить читателей более внимательно относиться к вещам, которые мы, возможно, считали само собой разумеющимися.

Ремесленный совет: не обманывайте читателя. Великие романы вдохновляют читателей возвращаться и находить новый смысл и элементы, которые они еще не открыли в первый раз. Это может быть особенно верно в отношении историй, рассказанных ненадежными рассказчиками. Если вы будете постепенно использовать этот литературный прием на протяжении всего романа, убедитесь, что по пути оставляете подсказки для своих читателей. Оставляйте подсказки, которые заставляют нас усомниться в достоверности нашего источника и заставляют нас с нетерпением читать, чтобы найти следующую подсказку, которая станет еще одной частью истории-головоломки. Если вы вдруг ни с того ни с сего обнаружите, что рассказчик не излагал нам все факты в резком повороте событий, читатели почувствуют, что их обманули.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: