Кривая Фихте, восходящая линия со множеством мини-кризисов, достигающая апогея в кульминации. За ней следует падение, которое является разрешением.

Описанная в книге Джона Гарднера "Искусство художественной литературы", фихтеанская кривая представляет собой повествовательную структуру, которая ставит наших главных героев через ряд многочисленных препятствий на пути к достижению их главных целей. Напоминающая пирамиду Фрейтага, она побуждает авторов писать повествования, наполненные напряжением и мини-кризисами, которые заставляют читателей стремиться достичь кульминации.

Минуя установку “обычного мира” многих других структур, кривая Фихте начинается с подстрекательского инцидента и переходит прямо в нарастающее действие. Происходит множество кризисов, каждый из которых способствует общему пониманию читателями повествования— заменяя необходимость в первоначальном изложении.

Структура

Чтобы обсудить эту необычную структуру, возможно, лучше всего увидеть ее в действии. Мы воспользуемся книгой Селесты Нг "Все, о чем я вам никогда не рассказывала" в качестве примера. Излишне говорить, что впереди спойлеры.

Нарастающее действие

Подстрекательский инцидент. Роман начинается со строчки: “Лидия мертва. Но они еще этого не знают”. В первых трех абзацах Мэрилин понимает, что ее дочь Лидия пропала. Таким образом, читатели оказываются втянутыми в нарастающее действие, поскольку Мэрилин с тревогой обыскивает все обычные места, где Лидию можно найти.

Первый кризис. Семье Лидии сообщают, что ее тело было найдено в близлежащем озере. Начиная с кульминации этого первого кризиса, повествование возвращается к изложению и деталям истории семьи.

Второй кризис. В воспоминаниях мы обнаруживаем, что 11 лет назад Мэрилин бросила свою семью, чтобы возобновить учебу в бакалавриате. В ее отсутствие семья начинает разваливаться. Мэрилин узнает, что беременна, и вынуждена вернуться домой. Потеряв возможность продолжить образование, она возлагает бремя академических успехов на своих детей.

Третий кризис. Вернувшись в настоящее, отец Лидии, Джеймс, изменяет Мэрилин. Полиция решает закрыть расследование, квалифицировав смерть Лидии как самоубийство. Это приводит к серьезной ссоре между ее родителями, и Джеймс уезжает, чтобы остаться с “другой женщиной”.

Четвертый кризис. Воспоминание о дне смерти Лидии. С ее точки зрения, мы видим, что родители ее неправильно поняли. Она оплакивает предстоящий отъезд своего брата в колледж, из-за которого она остается единственным объектом давления родителей. Оказавшись в изоляции, она пытается соблазнить друга, который отвергает ее ухаживания и объясняет, что влюблен в ее брата.

Кульминация

Лидия посреди ночи спускается на лодке по озеру, полная решимости преодолеть свой страх перед водой и вернуть контроль над своей жизнью. Лидия спрыгивает с лодки в воду и уходит из этой жизни. Как и в классической трагедии, этот момент одновременно разрушителен и неизбежен.
Падающее действие

Достигнут определенный уровень разрешения, и читатели смогут хотя бы мельком увидеть ”новую норму" для персонажей. Семья Лидии опирается друг на друга в своем горе. Хотя они, возможно, никогда не смогут помириться с Лидией, они могут извлечь уроки из ее смерти. Не все концы с концами оборваны, но читатели делают вывод, что семья находится на долгом пути к выздоровлению.

Примечание: На стадии нарастающего действия все кризисы должны усиливать напряжение перед главной кульминацией истории и соответствовать ей. Как и структура повествования в трех действиях, кульминация фихтеанской кривой обычно наступает на двух третях книги.

Хотя эта структура хорошо подходит для романов с большим количеством воспоминаний, таких как "Все, о чем я тебе никогда не рассказывал", она также невероятно распространена в театре. В таких постановках, как Вишневый сад и Кукольный дом, действие происходит в фиксированном времени и месте, но предыстория и развитие персонажей раскрываются через моменты высокой драматичности, которые происходят на глазах у зрителей.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: