‘Архетипы характера’ - это то, о чем, как вы представляете, богемные писатели долго говорят — возможно, покуривая сигарету и поглаживая свои заостренные бороды. И когда они переходят к теме юнгианской теории, вы можете заметить, что полностью отключаетесь от разговора. Но, несмотря на кажущийся высокий уровень психоанализа, понимание архетипов персонажей может помочь писателям всех мастей лучше понять принцип повествования.
Как не допустить, чтобы ваши персонажи-архетипы превратились в клише.
Что такое архетип персонажа?
В повествовании архетип - это персонаж, представляющий определенный набор универсальных, узнаваемых моделей поведения. Карл Юнг, один из основоположников психоанализа, предположил, что они являются частью человеческого коллективного бессознательного. Он считал, что эти повторяющиеся фигуры являются частью мифотворческой ткани, общей для всех людей.
Если верить Юнгу и теории Джозефа Кэмпбелла о путешествии героя, истории и мифы являются неотъемлемой частью человеческого развития. Это обучающий инструмент, способ предупредить друг друга об опасностях и простейший метод изучения человеческого поведения и лучшего понимания друг друга.
Мы не говорим, что эти архетипы встроены в ДНК человека: это просто формы характера, которые больше всего резонировали на протяжении поколений.
Если мифы и истории у камина изначально были способами, с помощью которых люди должны были передавать знания обществу в целом, то каждый из архетипов Юнга мог бы представлять отдельный урок: заботьтесь о своих детях, как мать, будьте храбры, как герой, опасайтесь обманщиков, выдающих себя за друзей, и слушайте старших.
Подобно терминам, используемым в книге Кэмпбелла "Герой с тысячей лиц", архетипы Юнга звучат несколько библейски (анимус, мудрый старик, дьявол и др.), что затрудняет их применение к современным историям. Позже в этой статье мы расскажем о некоторых из наших любимых архетипов, дав им названия, более подходящие для более широкого спектра повествований.