Определение синтаксиса
Синтаксис (SIN-tacks), от древнегреческого “расположение”, относится к тому, как писатель или оратор выбирает порядок своих слов. Это аспект грамматики, общий термин для всех правил и рекомендаций по эффективному написанию.

Синтаксис и дикция

Это оба компонента грамматики; где синтаксис - это порядок слов, дикция относится к самим словам. Как конкретные слова, которые выбирает писатель, так и порядок, в котором они их помещают, влияют на то, как понимается их написание.

Вот два предложения с одинаковой дикцией, но разным синтаксисом:

“Джорджия взволнованно рассказала историю о щенке, пока мы пили кофе”.
“Пока мы пили кофе, Джорджия взволнованно рассказывала историю о щенке”.
В зависимости от организации передаваемая информация может оказывать различное воздействие. Поскольку первое предложение заканчивается на употреблении кофе, оно читается так, как будто автор хочет сосредоточить внимание на этом действии. Во втором предложении слова переставлены так, что предложение заканчивается рассказом о щенке. Таким образом, акцент делается на повествовании; можно даже ожидать услышать реальную историю после этого предложения.

Вот два предложения с разной дикцией, но похожим синтаксисом:

“Отвлеченный водитель припарковал свою машину немного криво”.
“Несносный водитель припарковал свою машину как попало”.
Предложения описывают одну и ту же сцену с почти идентичным синтаксисом, но из-за дикции они производят два разных впечатления. Первое предложение более снисходительно по тону, чем второе.

Синтаксис, активный залог и страдательный залог

Синтаксис - это то, что помогает определить, написано ли что-то активным или пассивным залогом.

С активным залогом субъект предложения выполняет действие над объектом. Например, в “Родители оставили своих детей с няней” субъект Родители выполняют действие, оставленное на объекте их детей. В пассивном залоге объект стоит на первом месте; “Родители оставили детей с няней”. Обычно авторы используют активный голос, потому что он считается более сильным и понятным вариантом. Однако существуют определенные причины (в первую очередь стилистические), по которым писатель может предпочесть писать в страдательном залоге.

Примеры синтаксиса в литературе

1. Уильям Шекспир, Генрих V

Шекспир часто писал в пассивном высказывании, как он делает здесь:

Ты оскорбил нас самих.
Елизаветинский английский допускал большую синтаксическую свободу, чем современное ухо сочло бы уместным, и Шекспир в полной мере воспользовался этим. Это могло быть сделано для облегчения рифмы или метра, двух поэтических приемов, которые использовались почти во всех его работах, или просто для того, чтобы сделать его слова более запоминающимися.

2. Генри Уодсворт Лонгфелло, “Снежинки”

Периодические предложения, в которых основная точка намеренно ставится в конце предложения, были популярны во времена Лонгфелло. Здесь он использует эту синтаксическую технику для создания напряженности:

Из недр воздуха,
Из облачных складок ее одежды, потрясенных,
Над лесами, коричневыми и голыми,
Над заброшенными полями урожая,
Тихий, мягкий и медленный
Падает снег.

3. Тилиас Мосс, “Культура стекла”

Современная поэзия имеет тенденцию быть более разговорной, часто перетекающей в поток сознания, поэтому она имеет тенденцию использовать более неформальный синтаксис. Здесь Мосс часто использует пассивный залог:

Будущее состояний - это сфабрикованное откровение
снежного шара: когда право кто-то получает в свои руки
в таком мире этот мир разлетается на куски, стекло
если нажать на аквариум, остаются полупрозрачные арованы
возникает необъяснимое желание тапера: о, стать стеклом.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его: