Ужасающий саспенс - это когда читатель знает, что должно произойти что-то ужасное, но точная природа этого остается неясной — как ожидание панического прыжка в кино. Как и следовало ожидать, это чаще всего встречается в романах ужасов, а иногда и в триллерах.
Хотя это несколько перекликается с таинственным саспенсом, "ужасающий саспенс" отличается тем, что он менее расплывчатый и более ожидаемый. Кроме того, ужасающий саспенс обычно используется в краткосрочной, а не в долгосрочной перспективе, потому что он приносит меньше удовлетворения, чем разгадывание тайны: в нем больше шокирующего эффекта, чем удовлетворения.
Это не значит, что таинственный и ужасающий саспенс нельзя сочетать. Роман может содержать элементы обоих, особенно если это детектив об убийстве. Например, в "Агате Кристи" "А потом не было никого" органично переплетается таинственный и ужасающий саспенс по всей своей сюжетной линии, заставляя читателя задаться вопросом: “Кто это сделал?” (тайна) и “когда они сделают это снова?” (ужасно).
Совет профессионала: ужасающий саспенс также очень заметен в настоящих преступлениях! Чтобы получить первоклассный урок по созданию напряженности в документальной литературе, попробуйте прочитать некоторые из лучших книг о настоящих преступлениях.
Пример: Страдание
Книги Стивена Кинга полны ужасающего саспенса, но мало сцен более ужасающих, чем печально известная сцена ”ковыляющего" в "Мизери".
После того, как автор бестселлера Пол Шелдон разбивает свою машину в дикой местности штата Мэн, он просыпается и обнаруживает, что за ним ухаживает медсестра Энни Уилкс, которая, по ее словам, является его “самой большой поклонницей”. С течением времени Пол понимает, что Энни опасно неуравновешенна. Прежде чем Пол успевает сбежать, Энни обнаруживает, что он выходил из своей комнаты, пока ее не было. Далее следует мастер-класс по нарастающему страху.
Энни медленно раскрывает, как должен быть наказан Пол. Она небрежно сообщает, что ему сделали “предварительный укол” (“Его разум кружился и нырял, как вышедший из-под контроля аттракцион в парке развлечений. Кадр перед операцией? Это то, что она сказала? Перед операцией?”). С этого момента Энни начинает рассказывать об алмазных рудниках Кимберли и о том, как британцы будут обращаться с местными рабочими, которые воруют алмазы, и непосредственная судьба Пола начинает попадать в фокус. Энни жестоко отрубает ногу Пола топором и прижигает ее паяльной лампой.
Хотя это момент шокирующей жестокости, он становится еще более впечатляющим из-за того, что Кинг постепенно привыкает к этому и усиливает ужасающий саспенс.