1. Не оставляйте читателей голодными
Ли Чайлд, автор серии книг о Джеке Ричере, сравнивает напряженность с приготовлением торта: есть сотня способов сделать это, но как убедиться, что это вкусно?
Если вы не будете кормить своих гостей весь день, вы можете быть уверены, что к тому времени, когда они возьмут в руки этот торт, это будет лучшее, что они когда-либо ели.
Вам нужно проделать то же самое с интригой в вашей истории. Поддерживайте ее как можно дольше, дразня аудиторию возможными ответами и заставляя ее жаждать большего. Как можно раньше сделайте тонкую ссылку на часть вашей сюжетной линии. Затем заставьте их предвосхищать каждый отдельный ингредиент, мучительно выстраивая конечный продукт.
Таким образом, когда ваши читатели наконец получат свой пирог — большое раскрытие или резолюцию, — они будут готовы проглотить его.
2. Предвосхищайте важные элементы
Предвосхищение - это простой способ указать на что-то важное, даже если читатель не знает почему. Некоторые предзнаменования становятся очевидными только в самом конце книги, например, железнодорожная катастрофа в начале "Анны Карениной ". Однако другие предзнаменования легко проясняются для читателя и помогают ему сделать обоснованное предположение о развязке.
Сильные методы предвосхищения включают:
Представление важного объекта или персонажа, который возвращается позже в сюжете
Кажется, что вы раскрываете секрет, но пренебрегаете контекстом или другими ключевыми деталями
Необычно расплывчатые или загадочные обороты речи
3. Используйте воспоминания
Флэшбэки - отличный способ усилить напряженность, будь то отдельный флэшбэк, в котором показано что-то шокирующее, или серия флэшбэков, которые выстраиваются к финальному раскрытию. Некоторые романы даже усиливают драматическое воздействие, поскольку их повествование наполовину разворачивается в настоящем, а наполовину - в воспоминаниях. (Джоди Пикоулт и Джиллиан Флинн - большие сторонники этой техники.)
Однако, независимо от того, как вы используете воспоминания, они должны что-то значить в истории. Вы можете добавить отвлекающий маневр в свои воспоминания, но все это не должно быть просто отвлекающим маневром, иначе ваш читатель почувствует себя преданным. Это касается как содержания, так и тона — воспоминания должны читаться так же ярко и интригующе, как современное повествование, и восприниматься не как отвлекающий фактор, а как дополнение к сюжету.
4. Подвергайте персонажей опасности
Помещение ваших персонажей в опасную ситуацию - лучший рецепт внезапного напряжения (вспомните метод Стивена Кинга в "Страдании"). Это особенно полезно, когда вы приближаетесь к кульминационной точке вашей таинственной арки саспенса и вам нужно усилить ее кратковременным ужасающим саспенсом.
Этот прием работает только в том случае, если читателям уже небезразличны ваши персонажи, вот почему он так хорошо срабатывает в конце романа. Убедитесь, что угроза реалистична и все это время преследовала персонажей, осознают они это или нет.
Пример: Девушка в поезде (впереди спойлеры!)
В популярном семейном триллере Полы Хокин наша главная героиня - Рейчел, женщина, чья жизнь, карьера и брак трещат по швам из-за ее алкоголизма. Она становится одержимой женщиной, за которой каждый день наблюдает из окна своего поезда, и оказывается в центре тайны, когда эта женщина пропадает.
Напряженность, связанная с этой тайной — что случилось с этой пропавшей женщиной — приобретает новое измерение благодаря тому, что бывший муж Рейчел убил Меган (эту загадочную женщину). Это значительно повышает ставки: если раньше наихудшим сценарием для Рейчел было то, что Меган никогда не найдут, то теперь она понимает, что сама ее жизнь в опасности. Максимальная опасность!
5. Будьте на шаг впереди
Иногда бывает трудно не включить подсказки так, как вам хотелось бы, как читателю: кристально чистые, чтобы вы могли легко угадать результат. Но хорошо выполненный саспенс успешно скрывает свой сюжет в неизвестности, что приводит к с трудом заработанному удовлетворению от решения. Это означает опережать своего читателя, чтобы держать его в напряжении.
Во время написания не используйте подсказки слишком явно или часто, а используйте отвлекающие факторы или отвлекающие маневры, в которых вы, как читатель, будете искать подсказки. Главное здесь - намекнуть на несколько разных исходов на протяжении всей истории, чтобы читатель мог строить догадки, не приближаясь слишком близко к фактической развязке — если только он не великий детектив, каким вы уже должны быть!
Все эти советы, а также ваши недавно приобретенные знания о различных ее воплощениях официально сделали вас мастером литературного саспенса. Просто подумайте: вы могли бы стать следующей Лайан Мориарти, Стивеном Кингом или даже Агатой Кристи. Что бы это ни было, не оставляйте нас в напряжении.